Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина Ирина Сергеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Сформировать представления об основных потребностях, интересах и ценностях человека, его психофизических возможностях. Учебная цель лекции:
1. Основные потребности человека. 2. Интересы и ценности. 3. Связь психофизических возможностей с социальной активностью План лекции:
1. Основные потребности человека.
Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении относительно устойчивого равновесия (гомеостаза) во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности и самим собой. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни, деятельности. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека.
Потребности человека могут быть потенциальными и актуализированными. Очевидно, что чем большее количество потенциальных жизненно необходимых потребностей осознает человек и чем активнее осуществляет соответствующие опережающие действия, деятельность по созданию условий для их успешного удовлетворения, тем более он социализирован, социален. А это возможно лишь при условии и на основе понимания человеком смысла окружающего его мира, действительности, предвидения последствий тех или иных действий, деятельности человека в целом.
2. Интересы и ценности
Дисциплина, объединяющая в своем предметном поле социальные, культурные и психологические стороны жизнедеятельности человека, получила название «социокультурная антропологи».
Культура - это традиционные способы организации поведения и мышления групп людей в границах окружающей их среды.
Культура в ценностном аспекте – это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают их к конкретным действиям или бездействию. Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро
Социальные ценности существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности. Немалые различия могут иметь системы ценностей социальных групп и классов. Социокультурные различия могут быть между отдельными поколениями в одном обществе или явлениями субкультуры и даже контркультуры.
Субкультура свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура суверенное целостное образование, часть общественной культуры. Контркультура – свод ценностей определенных групп, противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. Субкультура и контркультура
3. Связь психофизических возможностей с социальной активностью
Обучение свойственно не только человеку, но только человеку присуще осмысленное действие. Приобретение знаний это отличительная черта культуры. В каждом поколении культура не рождается заново. Культура и процесс приобретения знаний
Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях и приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение. Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Необходимость языка для существования культуры
Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности. Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке.
Культура приносит образцы негенетического приспособления к окружающей среде. Как и в биологическом процессе приспособления, культура проходит становление прежде всего тогда, когда обусловливает выживание группы. Индивидуальное непостоянство и несоблюдение норм может быть принято локальной культурой лишь в том случае, когда это не мешает адаптационным интересам группы. Культура как одно из средств социального приспособления
Спасибо за внимание!