Выполнила ученица 7 класса МБОУ Советской СОШ Дремина Светлана Учитель Жеребцова Анна Александровна
Сторона моя родная, Отчий край, берёзок свет… Может краше есть, не знаю, Но милей и ближе нет… Знаменита тем, пожалуй, Что в соломенной глуши, В деревеньке захудалой Протопоп Аввакум жил…
Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове. … Сквозь голод и холод, Сквозь горе и страх Я к Богу, как голубь, Поднялся с костра. Тебе обещаю, Далекая Русь, Врагам не прощая, Я с неба вернусь. Пускай я осмеян И предан костру, Пусть прах мой развеян На горном ветру. Нет участи слаще, Нет участи слаще, Желанней конца, Желанней конца, Чем пепел, стучащий Чем пепел, стучащий В людские сердца. В людские сердца. В. Шаламов
В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопатицы, где его возвели в диаконы, а в 1644 г. в священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву.
Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева.
В 1653 году выходит первая ново исправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном.
Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию.
Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум, кроме того, не раз испытывал на себе гнев "озорника"-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки.
Чрезвычайно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но пути Аввакума и его покровителей были разные: они боролись лично против Никона - Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличает "еретическую блудную". Алексей Михайлович
Царским указом от 22 августа 1664 года протопоп Аввакум был выслан в Пустозерск, но достиг только Мезени. Полтора года он жил в Окладниковой слободе, служа в местной церкви. В марте 1666 года (год пострижения в монахи бывшего патриарха Никона) его доставили в Москву на заседание Церковного Собора, где уговаривали покаяться, но протопоп Аввакум продолжал упорствовать в приверженности к старой вере.13 мая 1666 года был расстрижен, предан анафеме и увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.
В Пустозерске, в заключении, Аввакум между 1669 и 1675 гг. пишет своё «Житие». Написать «Житие» Аввакума «понудил» его духовный отец и соузник по пустозеркой ссылке – инок Епифаний.
По указу царя от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в Пустозерский острог, где в апреле 1676 года заключен в осыпную земляную тюрьму, где и были написаны его сочинения. Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники - священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний инок Епифаний были сожжены в едином срубе "за великие на царский дом хулы".
В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 году был установлен памятный знак с колоколом (фото), а в 1991 году - старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.
Использованные материалы Энциклопедия для детей. Т.9,РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА часть 1,М. «Аванта+», Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. – М. «Молодая гвардия», lesson-histori.narod.ru web.ru/feb/avvakum