«Преемственность в работе учителей – логопедов ДОУ и школы»
Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть: 1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях. 2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду. 3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
Часто дети из одной логопедической группы или логопункта идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами; Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя- логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов. Ограничено взаимодействие МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности. Причины недостаточно тесного сотрудничества в плане преемственности логопедической работы дошкольных и школьных учреждений:
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в: ознакомлении со списочным составом детей-логопатов; ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку; составлении плана работы по устранению речевых нарушений; посещении занятий в ДОУ логопедами школы; участии в проведении родительского собрания, консультировании будущих первоклассников; передаче речевых карт воспитанников ДОУ; ознакомлении с анамнезом детей-логопатов; коллегиальной постановке речевых заключений; посещении занятий в школе логопедами ДОУ; участии в работе совещания - круглого стола
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является: более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка; успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ; стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда; отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы; возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе с целью совершенствования коррекционной работы; прогноз уровня усвоения учебного материала учениками- логопатами по результатам обследования. сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; достижение необходимого уровня общего речевого развития;
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с детьми подготовительных групп, посещающими логопункт МАДОУ «Березка» в уч. год
Методики, используемые при обследовании речи детей старшего дошкольного возраста: Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями Волкова Г. А. Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи
Результаты первичного обследования детей подготовительных групп уч.г. Группа Всего детей Дети с нарушен иями речи Дети, зачисленные в логопункт Нуждающ иеся в логопеди ческой помощи Речевое развитие приближен но к возрастной норме Отказ от посещения логопункта «Почемучка» «Снеговик» ребенка, нуждающиеся в логопедической помощи не были зачислены в логопункт, так как начали посещать детский сад позже проведения первичного логопедического обследования и заседания ППк МАДОУ по зачислению в логопункт.
Совместная работа учителя-логопеда и родителей является одним из важнейших условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями. На результаты коррекционной работы с детьми, посещающими логопедический пункт влияют следующие неблагоприятные факторы: -низкая посещаемость детьми логопедических занятий -отсутствие у родителей знаний об особенностях речевого развития детей, переоценка их речевых возможностей: «У моего ребенка никаких проблем с речью нет», «Ничего страшного не случится, в школе научат». -необоснованно высокая занятость родителей, отсутствие их желания участвовать в коррекционно-речевом развитии детей -ненадлежащее выполнение домашних заданий, непосещения родительских собраний, консультаций, игнорирование рекомендаций логопеда -смена детского сада и места жительства воспитанников -билингвизм родителей -психологические особенности детей, имеющих речевые нарушения: апатичность, инфантильность, речевой негативизм.
Пути оптимизации работы по коррекции и развитию речи дошкольников Активное вовлечение родителей воспитанников в работу по преодолению речевых нарушений 1. Повышение педагогической грамотности родителей воспитанников 2. Вовлечение родителей в работу по развитию и коррекции речи с использованием современных технологий, в том числе интернета. 3. Проведение практических занятий, семинаров, развлекательных мероприятий коррекционной направленности для родителей. Создание условий в образовательной организации 1. Комплексное решение задач коррекционного развития: привлечение к работе с детьми имеющими речевые нарушения всех специалистов детского сада, и в первую очередь – педагога-психолога 2. Целесообразность осуществления работы по коррекции речи детей не в условиях логопункта, а в условиях логопедической группы, где объединяются усилия воспитателей, учителя-логопеда, родителей и узких специалистов
Благодарю за внимание! Презентация подготовлена учителем-логопедом Орловой А. И. МАДОУ «Березка»