ГБОУ «Центр диагностики и консультирования Краснодарского края» Организация психолого-педагогического сопровождения детей с различными формами ДЦП, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог
Спастическая диплегия Болезнь Литтля Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (3/4 от всех форм). По характеру двигательных нарушений - это тетрапарез (поражены все 4 конечности) с преимущественным поражением ног, руки и лицо поражены в меньшей степени. Часто наблюдается ЗПР. У 30-35% детей - легкая умственная отсталость. У 70% детей - дизартрия.
Гиперкинетическая форма. Гиперкинетически - дистоническая форма. Эта форма встречается реже, чем все остальные. Характерная особенность: наличие насильственных движений - гиперкинезов (двойной атетоз, хореоатетоз, торсионная дистония). Гиперкинезы усиливаются при различных движениях, при резком звуке, при положительных и отрицательных эмоциях. Гиперкинезы меньше выражены в положении ребенка на животе, чем в положении на спине и стоя. Если ребенок пытается что-то сказать, на лице возникают резко выраженные гримасы. Дизартрия, тяжелые нарушения звукопроизносительной стороны речи. В 10% случаев наблюдается тугоухость. Уровень интеллектуального развития выше, чем при других формах ДЦП. Обычно в 60-70% случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкая моторика существенно нарушена.
Гемиплегическая форма. Гемипаретическая форма. Спастическая гемиплегия. Спастический гемипарез. Характеризуется одновременным поражением руки и ноги с одной стороны тела (правой или левой). Рука обычно поражается больше, чем нога. Рука на стороне гемипареза согнута в локтевом суставе, кисть согнута и отведена в сторону мизинца. Голова повернута в сторону здоровой руки, наклонена к плечу пораженной стороны. У 40% детей умственная отсталость. Степень умственной отсталости не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений, т.к. при этой форме часто отмечаются фокальные эпиприступы. У 40-50% детей - ЗПР. Практически все больные в состоянии самостоятельно ходить и могут себя обслуживать. Социальная адаптация зависит большей степени не от двигательных нарушений, а от уровня интеллекта.
Двусторонняя (двойная) гемиплегия. Тетрапарез. Самая тяжелая форма ДЦП. Тяжелое поражение всех четырёх конечностей (и нижних, и верхних). Двигательные расстройства выражены в одинаковой степени в руках и ногах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже - наоборот. Часто возникают дистонические атаки, которые вызываются слуховыми и зрительными раздражителями, испугом или попыткой совершить движение. Ребенок может сидеть, только имея опору. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук резко ограничены. Часто - атрофия зрительного нерва, косоглазие. Речь или отсутствует или тяжело нарушена (дизартрия). Значительное нарушение интеллекта. Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Как правило, для таких больных самообслуживание и участие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.
Атонически-астатичеекая («вялая») форма. В раннем детстве – гипотоническая форма. Наиболее редкая форма ДЦП. Характеризуется, главным образом, снижением мышечного тонуса во всех группах мышц, нарушением координации движений и равновесия. Поза неустойчивая, туловище раскачивается из стороны в сторону. Особенность этой формы: двигательные нарушения непременно сочетаются с резкой задержкой психического и речевого развития. У 80-90% детей отмечается выраженное снижение интеллекта. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться. Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.
Атактическая (мозжечковая) форма. В раннем детстве – гипотоническая форма. На первое место выходит атаксия - нарушение координации движений и равновесия. Походка неустойчивая. Отчетливо выраженное снижение тонуса мышц. Один из частых симптомов - тремор рук и головы. Тремор головы часто наблюдается при ходьбе. Тремор руки возникает, когда ребенок пытается взять в руку предмет. Часто – не резко выраженная ЗПР. Прогноз относительно физического состояния, социальной адаптации, как правило, благоприятный.
Смешанные формы ДЦП Спастико-атаксическая Спастико-гиперкинетическая Атактико-гиперкинетическая Спастическая форма ДЦП с гиперкинетическим синдромом Гиперкинетическая форма ДЦП со спастическим синдромом Атонически-астатическая форма ДЦП с гиперкинетическим синдромом
Приспособления для детей с ДЦП
Основная цель ИОП построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Оформление индивидуальной образовательной программы представляет собой: Оформление индивидуальной образовательной программы представляет собой: титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы);
пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого- педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи); индивидуальный учебный план; содержание программы; мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций; заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Направления работы социально личностное развитие; развитие познавательной деятельности; развитие речи и коррекция речевых нарушений; развитие предметно практической деятельности; развитие игровой деятельности; развитие изобразительной и конструктивной деятельности; развитие трудовой деятельности; эстетическое развитие.