На уроках русского языка и литературы необходимо вводить элементы анализа художественного текста как одну из форм развития речевой компетенции учащихся.
Изучение языка художественного произведения неотделимо от анализа содержания и сопровождает все виды занятий по литературе, изучают ли учащиеся образ-персонаж или другие образы произведения, выясняют ли композицию, готовятся ли к выразительному чтению или рассказыванию, – по всему этому они идут через художественное слово, через поэтический язык.
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.
Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии? 1. Формулировка проблем исходного текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме 3. Отражение позиции автора 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы: - О чем этот текст? - Чему учит этот текст? - Что хотел сказать автор? - Какова основная мысль текста?
2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.
3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.
5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ.
Таким образом, система подготовки к ЕГЭ, включающая современные методы обучения и традиционную подготовку, позволяет индивидуализировать и усилить процесс подготовки, систематизировать и обобщать предметные компетенции учащихся, мотивировать выпускников на успешное освоение учебного материала и подготовить их к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.