СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Второстепенные члены предложения. Знаки препинания при второстепенных членах предложения.
Второстепенные члены предложения Дополнение ОпределениеПриложение Обстоятельство Обозначает предмет Обозначает признак предмета Дате другое название предмету Обозначает образ, степень действия, время, место, причина, цель, условие, уступка Отвечает на вопросы косвенных падежей Какой ? Чей ? Имеет значение : 1. Различные качества предмета 2. Национальность 3. Возраст 4. Профессия 5. Названия газет, журналов, предприятий и т. д. Как ? В какой степени ? Когда ? Где ? Откуда ? Почему ? Зачем ? При каком условии ? Несмотря на что ? Выражено сущ., местоимением, числительным, наречием, неопред. формой глагола, прилагательным Согласованные – существительным, прилагательным, числительным, местоимениями ; Несогласованные – существительным, наречием, неопред. формой глаг. и др. частями речи Выражено собственным или нарицательным существительным. Выражено наречием, существительным, деепричастием, дееприч. оборотом, неопред. ф. глагола
Предложения с однородными членами Запятая ставится Запятая не ставится 1. При отсутствии союзов 1. Перед одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, или, либо, да и ) 2. При противительных союзах ( а, но, да, однако, зато, же, а то ) 2. В цельных выражениях ( и так и сяк, ни дать ни взять ) 3. При повторяющихся союзах ( и … и, ни … ни ), разделительных союзах ( то … то, или … или, либо … либо, не то … не то ) 4. Перед второй частью двойного союза ( как … так и, не только … но и, такой же … как ) Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Запятая между ними не ставится.
Обобщающие слова при однородных членах предложения Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены. Знаки препинания : 1. О. С., как то : О, О, О. 2. О. С., а именно : О, О, О. 3. О. С., например : О, О, О. 4. О. С.: О, О, О. 5. О, О, О – О. С. 6. О. С.: О, О, О - …. О, О, О – словом, О. С. О, О, О - одним словом, О. С. Запомнить : и так и этак, и день и ночь, и смех и горе, и млад и стар, за все про все, о том о сем, ни то ни се, ни рыба ни мясо – устойчивые выражения.
Обособление второстепенных членов предложения. Обособляются определения : 1. ~~~~~, личное местоимение, ~~~~~~ 2. сущ, ~~~~~( распространенное согласованное ) 3. сущ, ~~~~~,~~~~~ ( согласованное, нераспространенное ) 4. Х, одиночное приложение 5. ~~~~~~ ( согласованное, с добавочным обстоятельственным значением ), сущ. Обособляются обстоятельства, выраженные : 1. Одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами. 2. Существительными с предлогом НЕСМОТРЯ НА с уступительным значением. 3. Существительными с другими производными предлогами ( благодаря, согласно, вопреки ) Не обособляются : 1. Деепричастия, перешедшие в наречия ( стоя, лежа, сидя …) и устойчивые словосочетания наречного характера ( сломя голову, спустя рукава …) 2. Одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и отвечающие на вопрос КАКОЙ ?
Обособление уточняющих, включающих / исключающих и поясняющих членов предложения Члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего члена предложения, обычно обособляются : В гостиной, на среднем диване, сидела старушка. Дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх, указывающие на включение / исключение предмета или на его замещение : Кроме Вали и Степы, в садике присутствовал незнакомый паренек.
Предложения с союзом как Запятая ставится : Как, словно, будто … – выделяется запятыми Запятая не ставится : 1. фразеологический характер : как в воду канул 2. входит в состав сказуемого ( звезды как блестки ) 3. = « в качестве »: Гагарин вошел в историю как первый космонавт.
Поставьте знаки препинания, объясните их постановку : Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда - нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. Хорь понимал действительность, то есть обстроился и накопил деньжонки ладил с барином и прочими властями. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу. Дети старики и женщины все смешались в живом потоке.
Спишите, подчеркните обособленное определение, поставьте знаки препинания : 1. Любить каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем каждое дерево над озером трепещущее в безветрии. 2. В седьмом часу вечера пыльные и уставшие мы вступили в широкие укрепленные ворота крепости. 3. Мы приехали в питомник расположенный в лесу и обнесенный оградой протянувшейся на несколько километров. 4. Кормушки приметили прежде всего знающие все на свете воробьи и бесцеремонно закопошились в ней. Ему выздоравливающему и почти окрепшему хотелось поскорее встать на ноги.
Поставьте знаки препинания, объясните их постановку : 1. Струйка дыма вилась в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 3. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные. 4. Пошумев река успокоилась вновь легла в берега. 5. Держа кувшин над головой грузинка узкою тропою сходила к берегу. 6. Стоянка наша в бухте вопреки ожиданиям многих затянулась. 7. Поезд оставив дымок в дальние скрылся края. 8. Скупой теряет все желая все достать. 9. Яков шел не торопясь. 10. Укладываясь на ночлег шумно кричали грачи. 11. Ее голос звенел как самый маленький колокольчик. 12. Внизу как зеркало блестела вода. 13. Тропинка извивалась как змея. 14. Он всеми был принят как известный и популярный человек. 15. Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда - нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
Типы ошибок : 1. Приложение, его обособление Обособленные определения – 1,2 3. Обособленные обстоятельства – 4, 5, 7, 8, 9, Запятая при однородных членах предложения – 4, Постановка запятой перед союзом как – 11,12,13,14 6. Обобщающее слово при однородных членах предложения - 15