Развитие портов и окружающая среда. Возможен ли компромисс? Е. М. Новосельцев, О. Я. Семенихина ОАО «ДНИИМФ», Владивосток
«Экологичность» портовых комплексов = «закрытые» технологии перевалки, исключающие прямой контакт грузов с окружающей средой
Примеры «закрытых» технологий
Закрытые технологии перегрузки навалочных грузов
Пыление на универсальных перегрузочных комплексах
Пыление на открытых специализированных терминалах
Преимущества закрытых терминалов навалочных грузов перед открытыми Меньше ДешевлеНиже Не требуются/ исключаются Площадь занимаемой территории Перегрузочное оборудование Затраты на планировочные работы, прокладку дорог, инженерных коммуникаций Пыле- подавляющие средства и технологии Протяженность конвейерных линий Очистные сооружения Энерго- потребление Штрафы за загрязнение окружающей среды Количество узлов пересыпки Водопотребление
Несовершенство нормативной базы, низкие штрафы, недостаточность контрольно-надзорных мероприятий приводят к значительному загрязнению окружающей среды в зоне влияния портов
Проблема размещения новых портовых комплексов: территориальные ограничения на размещение в населенных пунктах экологические ограничения в районах особо охраняемых природных территорий и рекреационных зон сложные естественные условия потенциальных площадок отсутствие генеральных планов размещения новых портов
Практическое отсутствие реальных инструментов для осуществления дноуглубительных работ в действующих портах вынуждает портовиков искать иные способы достижения запланированных показателей. Эти решения часто несут повышенный риск для окружающей среды
Бункеровка судов на рейде
Проблема загрязнения окружающей среды судами: несоблюдение судами международных и национальных ограничений на сброс судовых отходов недостаток, а в ряде случаев отсутствие в портах приемных сооружений для судовых отходов отсутствие нормативных ограничений на выбросы судами загрязняющих веществ в портах отсутствие действенных способов мониторинга и контроля за судами
Пути достижения экологически безопасных условий функционирования морских портов : выполнение всех международных и национальных требований, применимых к портовой деятельности применение наилучших существующих технологий рациональное использование природных ресурсов выполнение мероприятий по постоянному улучшению состояния окружающей среды в зоне влияния порта, по предупреждению аварийных ситуаций осознание бизнесом ответственности перед обществом за состояние окружающей среды
Со стороны государства необходимы совершенствование нормативной базы по размещению, проектированию, строительству новых и модернизации действующих портов, по их эксплуатации, усиление контрольно-надзорной деятельности, разработка и внедрение действенных методов мониторинга, ужесточение штрафных санкций
Статус «Зеленый порт»: Для портов, соблюдающих все природоохранные требования, осуществляющих мероприятия по снижению воздействия на среду, в том числе с использованием передовых технологий Возможные преимущества: льготное налогообложение льготные возможности территориального развития и предоставления ресурсов льготное кредитование
Спасибо за внимание!