Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с 26 Сергеева О.Л.
а) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); б) уточнение значений слов; в) формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального); г) организация семантических полей, лексической системы; д) активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Цель: активизация пассивного словаря, перевод слов из пассивного словаря в активный. Ход выполнения задания: логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Речевой материал: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
Цель: учить ребенка отгадывать название предмета по описанию его признаков. Речевой материал: - Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. - Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять. - Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди. - Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Цель: активизация словаря, развивать умение слышать слова – синонимы. Ход выполнения задания: логопед говорит: «Выбери слова - приятели» Речевой материал: друг, враг, печаль; высокий, большой, низкий; ночь, сутки, день; длинный, большой, короткий; радость, радостный, печаль; большой, низкий, маленький; поднимать, опускать, брать; белый, длинный, черный.
Цель: Ход выполнения задания: логопед называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее». Речевой материал: а) «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр; б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных. грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. в) «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.
Цель: активизация словаря, развивать умение слышать слова – антонимы. Ход выполнения задания: логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Речевой материал: одеть (раздеть), поднять (опустить), бросить (поймать), спрятать (найти), положить (убрать), дать (взять), купить (продать), налить (вылить).