Лекция 14 БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД Лектор: Скоробач Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4 Метод самонаблюдения в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Advertisements

ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
Методы сбора социологической информации
Лекции Метод анкетирования в психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Я-классный руководитель Методическое пособие Программа формирования индивидуального стиля классного руководителя в общеобразовательной школе с полиэтническим.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Документы личного происхождения. План: Мемуары Мемуары Дневники Дневники Письма Письма.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Диспозиционная концепция В.А. Ядова Подготовила Михайловская А.В. 3 курс/3 группа.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Транксрипт:

Лекция 14 БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД Лектор: Скоробач Т.В.

1. Биографический метод, его понятийный аппарат и основные свойства 2. Источники биографических данных 3. Алгоритм биографического метода по С.А. Кулакову 4. Понятие генограммы и геносоциограммы

Биографический метод: заключается в сборе анализа данных и жизненном пути человека

Жизненный путь; Жизнедеятельность; Личность, субъект, индивидуальность; Событие (событие жизни); Экономические, политические, юридические (правовые), моральные условия жизни; Биографический хронотоп (зависимость жизненных обстоятельств от конкретных времени и места жизни);

Макросреда-микросреда; Собственная среда развития (та среда, которую создает сам человек сообразно своим вкусам и привязанностям, планам и притязаниям); Социально-историческая ситуация развития; Линия жизни; Жизненная позиция; Жизненная перспектива

Образ жизни (устоявшиеся, характерные формы индивидуальной жизнедеятельности личности, которые относятся к особенностям общения, поведения и деятельности в сферах труда, общественно- политической деятельности, быта и досуга); Стиль жизни (системой психологических механизмов, обеспечивающий тот или иной образ жизни)

Дневники 1

Труднодоступность; Малая репрезентативность; Контекстный характер записей (они не всегда понятны постороннему); Излишняя драматизированность; Субъективность; Категоричность оценок; Включение непроверенных фактов, сиюминутных суждений

2

Адресованность другому человеку; В них содержатся факты повседневной жизни автора, сведения о его психологических состояниях, суждения с современных событиях, объяснения своих поступков. По переписке можно судить о заочных личных связях и получить более полное представление о круге и характере общения человека; Письма контекстный в них не раскрываются отдельные намёки и имена, то, что хорошо известно адресату; Письма эпизодичны, они прерывисто отражают жизненный процесс

3

Биографическое интервью Основой здесь также являются воспоминания, а темы беседы аналогичны темам автобиографии; Исследователь направляет сам беседу в нужное русло, уточняет неясные детали, в некоторой степени следит за правдивостью воспоминаний (например, сопоставляя факты, невербальные проявления), за эмоциональными реакциями в ходе рассказа, которые свидетельствуют о значимости отдельных событий 4

Биографические анкеты, опросники - это источники биографических данных, в которых хорошо отражены объективные факты жизненного пути, а также особенностью которых является их ограничение во времени, требование датировки событий и других фактов 5

Архивные документы: Записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственные документы, архивы политических, общественных организаций и административных органов Биографические документы, связанные, в первую очередь, с профессиональной карьерой: личные листки по учету кадров, сведения о наградах и взысканиях, характеристики 6

Генограмма – графический чертеж, позволяющий собрать данные о расширенной семье испытуемого и проанализировать наследственные факторы, влияющие на актуальную ситуацию клиента; Геносоциограмма - чертеж генеалогического дерева, дополненный заметными событиями и эмоциональными связями, это так называемое «древо жизни», генеалогия семи-девяти поколений, их основные законы, условные знаки и этапы

Список литературы: Основная литература: 1. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, с. 2. Слабинский В.Ю. Психодиагностическое исследование в психотерапии: учебное пособие / В.Ю. Слабинский, И.Г. Ульянов, Н.А. Гордиенко, Е.А. Колотильщикова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, – 200 с. Список дополнительной литературы: 1. Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества: Учебное посо 6 ие / РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., с.

Электронные источники: Университетская библиотека on-line 1. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, Электронный доступ: view&book_id=227294