Зачем приспосабливать ребенка к системе образования? Не лучше ли приспособить эту систему к ребенку? Ж.Ж. Руссо Путешествие по рекам и каналам Путешествие по рекам и каналам нашего организма. нашего организма. Учебный проект по биологии Учебный проект по биологии Руководитель: учитель биологии Руководитель: учитель биологии Романова Т.М. Романова Т.М. Участники: ученики 8 класса. Участники: ученики 8 класса.
Дидактические цели проекта: Дидактические цели проекта: Формирование умения самостоятельно работать с большим объемом информации, кратко и понятно излагать свои мысли; Формирование умения самостоятельно работать с большим объемом информации, кратко и понятно излагать свои мысли; Развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения, проводить объективную рефлексию; Развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения, проводить объективную рефлексию; Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; Развитие креативных способностей, критического мышления. Развитие креативных способностей, критического мышления.
Методические задачи: Овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследования; Овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследования; Сформировать представления о строении сердечно- сосудистой системы; Сформировать представления о строении сердечно- сосудистой системы; Выявлять и раскрывать основные вопросы, касающиеся состава крови, строения и функций сосудов, строения и работы сердца; Выявлять и раскрывать основные вопросы, касающиеся состава крови, строения и функций сосудов, строения и работы сердца; Приобрести навыки проектной деятельности, научиться представлять результаты труда с использованием ИКТ. Приобрести навыки проектной деятельности, научиться представлять результаты труда с использованием ИКТ.
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Т.Эдисон Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Т.Эдисон О Основополагающий вопрос: Движение крови – это хаос и или гармония?
«…чем яснее осознается и понимается цель, тем больше вероятность, что она будет достигнута» В.А.Якунин «…чем яснее осознается и понимается цель, тем больше вероятность, что она будет достигнута» В.А.Якунин Темы самостоятельных исследований учащихся Кровь – что это такое? Кровь – что это такое? Можем ли защитить свой организм, не зная о нем ничего? Можем ли защитить свой организм, не зная о нем ничего? Может ли кровь двигаться в обратном направлении? Может ли кровь двигаться в обратном направлении? Что произойдет, если сердце нарушит свою работу? Что произойдет, если сердце нарушит свою работу?
«Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более она способна рассуждать» Блонский «Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более она способна рассуждать» Блонский Этапы и сроки проведения проекта 1. Организационно-подготовительный этап ( 1 неделя ): - «Мозговой штурм» (постановка проблемы, выдвижение гипотез); - формирование групп, составление плана действий; - обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав.
Нужно иметь в голове множество разнообразных идей, чтобы родить одну хорошую. Л. Мерсье Нужно иметь в голове множество разнообразных идей, чтобы родить одну хорошую. Л. МерсьеЭтапы и сроки проведения проекта 2. Экспериментально – аналитический этап ( 2 недели ): - самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе; - самостоятельная работа групп по выполнению заданий ( практическая работа «Группы крови», «Влияние факторов на сердечно-сосудистую систему», «Изучение кровотока»); - корректировка плана ( выдвижение новых гипотез и путей их проверки ); - обсуждение, обобщение результатов исследований ( общие выводы ).
Опыт – вот учитель жизни вечный. И.В. Гете Опыт – вот учитель жизни вечный. И.В. Гете Этапы и сроки проведения проекта 3. Заключительный этап ( 3 недели): - выбор творческого названия проекта; - оформление результатов исследования в виде презентаций и буклетов; - защита проектов.
Результаты исследований учащихся представлены: Результаты исследований учащихся представлены: - в презентации «Сердце – это машина или живой орган?» и «Состав и функции крови»; - в буклете «Сосуды нашего организма» и «Какие мы все разные».
Информационные ресурсы Литературные источники: - В.Р.Пикеринг. Биология. Школьный курс в В.Р.Пикеринг. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. М.: «Аст-пресс», 1999; таблицах. М.: «Аст-пресс», 1999; - Н.И.Сопин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. М.:Дрофа, 2001; - Н.И.Сопин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. М.:Дрофа, 2001; - журналы «Биология в школе». - журналы «Биология в школе». Электронные ресурсы на компакт-дисках : Электронные ресурсы на компакт-дисках : - Электронный атлас для школьника. Анатомия. 8-9 класс. – - Электронный атлас для школьника. Анатомия. 8-9 класс. – «Интерактивная линия», «Интерактивная линия», Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии. - Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии. Д.И.Мамонтов. – ООО «Физикон», Д.И.Мамонтов. – ООО «Физикон», Интернетресурсы: Интернетресурсы: - крови - крови - по группам крови - по группам крови уникальный состав крови уникальный состав крови