Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования Коновалова Мария Владимировна, методист отдела педагогики и психологии ГАОУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Статья 42 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Статья Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Статья 75 1… Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности …
Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности
Программа воспитания и социализации должна быть направлена на: формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда
Дошкольное образование - формирование у ребенка первоначальных трудовых умений Начальное общее образование - формирование положительного отношения к труду, формирование общих представлений о современных профессиях Основное общее образование (5-7 классы) - формирование базовых трудовых навыков, информирование о группах профессий, вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий
Основное общее образование (8 - 9 классы) - диагностика профессиональных предпочтений, организация предпрофильного обучения, знакомство с содержанием профессий Среднее общее образование (10-11 классы) – подготовка к осознанному выбору профессиональной деятельности, ознакомление с потребностями регионального рынка труда, профессиональные пробы Дополнительное образование детей - поиск и поддержка одаренных детей, проектная деятельность
Среднее профессиональное образование, высшее образование - формирование полной готовности к профессиональной деятельности, формирование профессиональной идентичности, расширение профессиональных контактов, детальное знакомство с рынком труда Профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование - развитие профессионала в процессе самого труда
Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности; Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности; Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии. Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
– готовность того или иного уровня к выбору будущей профессии и осуществлению на том или ином уровне будущей профессиональной деятельности (является важным условием профессионального самоопределения). Допрофессиональная компетентность личности – готовность того или иного уровня к выбору будущей профессии и осуществлению на том или ином уровне будущей профессиональной деятельности (является важным условием профессионального самоопределения).
Допрофессиональная компетентность Самоопределение в будущей профессиональной деятельности Допрофессиональные знания Допрофессиональные умения Профессионально важные качества личности Я-концепция: мотивация, ценностные ориентации, установки к выбору области профессиональной деятельности, самоорганизация, саморегуляция Общенаучные: методологические, информационные, аналитические, проектировочные, исследовательские и др. Технологические операционные (процедурные), выполнение инструкций, принятие решений и др. Развитые познавательные процессы, стремление постоянно учиться, самостоятельность, коммуникативность, общекультурные, готовность к саморазвитию, ответственность