«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народную культуру» (отчет о проектной деятельности кружка «Доброе зернышко») Артемова Екатерина Ильинична, воспитатель 2015
Самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности, что является самой важной проблемой.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальность, эмоциональность, общее физическое и психическое развитие. Обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через народную культуру
Принципы духовно- нравственного воспитания:
Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры- драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; рассказов детей о своих впечатлениях; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Формы работы с детьми: Кружок «Русская изба»; Беседы, беседы-обсуждения духовно-нравственного содержания. Игры духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»); Проведение праздников, развлечений с последующим анализом. Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (по городу, поселку с родителями). Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми. Первичная диагностика (сентябрь); Итоговая диагностика (май); Досуговая деятельность по духовному воспитанию; Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания; Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора; Продуктивная деятельность (например, открытки к празднику); Разучивание стихов, песен к празднику; Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств); Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам; Оформление фотоальбома «Наши праздники»; Создание видеофильма «Наши праздники»; Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми; Посиделки-чаепития.
Формы работы с родителями: Родительские собрания на духовно-нравственные темы; Лекторий для родителей; Открытые показы воспитательно-образовательного процесса; Вечера вопросов и ответов; Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары); Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; Индивидуальные консультации специалистов; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; Экскурсии; Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; Совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю; Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). Изготовление реквизита, костюмов к праздникам; Организация угощения детей во время посиделок; Круглые столы с педагогами, специалистами ДОУ, священниками; Диспуты, беседы; Консультации; Выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей; Практикумы; Обмен опытом по духовному воспитанию в семье; Конкурсы стенгазет «Хозяюшки», «Мы-семья»; Выставки семейных работ к праздникам; Индивидуальное собеседование.
Формы работы с педагогами и сотрудниками ДОУ: консультации; педсоветы, семинары-практикумы; научно-практические конференции; творческая лаборатория; круглые столы; встречи с интересными людьми; мастер-классы специалистов; выставки методической, духовной, коррекционной литературы; паломнические поездки по святым местам; экскурсии в Храм; лекторий, беседы, беседы-диспуты; участие в крестных ходах, встрече святынь; подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; музыкальная гостиная; анкетирование и тестирование; совместные беседы-диспуты; разучивание песен к праздникам; подготовка и проведение кружковой работы, развлечений, праздников;
Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, планируются следующие результаты: устойчивость навыков поведения; сформированность основ ценностных сфер личности; стабильность психического развития; целостность восприятия мира; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству; приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Гистограмма 1. Анализ развития интегративных качеств воспитанников Интегративные качества: 1.«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» 2.«Любознательный, активный» 3.«Эмоционально-отзывчивый» 4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» 6.«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» 7.«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» 8.«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» 9.«Овладевший необходимыми умениями и навыками» Из гистограммы 1 видно, что на начало учебного года показатель интегративных качеств детей был до 76% что ниже, чем к концу учебного года, где разброс данных был –до 96%. Таким образом, у всех детей группы повысился уровень интегративных качеств.
Трудности: - Потребность в инструктивных и методических материалах; - отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями; - знания педагогов получены лишь путем самообразования; - необходимы разработки нормативно-правовой базы; - подготовка кадров; - отсутствие игр, игрушек и предметных пособий; - отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников. Факультативный курс или кружковая работа по изучению духовно- нравственной культуры и Православия в детском саду по желанию родителей (заявление).
Создание предметно-развивающей среды
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!