Развитие личности и воспитание Руководитель: Городцова Е.С. Выполнили: Белоновская Юлия, Новокшонова Анастасия, Толоконников Анатолий
В современной педагогике применяется следующее определение: Личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Важнейших признаков личности относил: разумность; ответственность; свободу; личное достоинство; индивидуальность.
Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Закономерности развитие: В единстве биологического и социального в человеке; Диалектично; Посредством разрешения противоречий; Через деятельность.
Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача учителя. Воспитание - это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
Препятствующие факторы развития личности: Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия. Несправедливые обвинения, унижения. Нервное напряжение, стрессы. Одиночество. Тотальную неспешность.
Базовые потребности личности (по Асмолову): Безопасность. Знание себя самого. Осознание смысла своей жизни (миссия). Принадлежность к группе (семье). Компетентность. Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия. Достоинство - ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.
Л.С. Выготский ( ) выделил два уровня развития детей: уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день; зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Принцип личностного подхода в воспитании требует: Изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих учеников. Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
Привлекал ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности. Своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий. Максимально опирался на собственную активность личности. Сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.
Существует множество подходов к объяснению развития личности: описательный; бихевиористский; когнитивный; психоаналитический; аналитическая; психосоциальный; гуманистический.
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста: –младенчество (до 1 года); –преддошкольный период (1-3); –дошкольный возраст (3-6); –младший (3-4); –средний (4-5); –старший (5-6); –младший школьный возраст (6-10); –средний школьный возраст (10-15); –старший школьный возраст (15-18).
Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях: Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально- волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений. Психолого-педагогические доминанты младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.
Психолого-педагогические доминанты школьников среднего возраста: переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование. Психолого-педагогические доминанты старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество.