Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как необходимое условие развития творческого потенциала семьи.
Ориентируя ребенка с ОВЗ на дальнейшую жизнь в обществе, мы должны думать и прогнозировать, какие умения и навыки пригодятся ему в будущем, как он будет выглядеть в социальном окружении. Родители не должны стесняться своего ребенка, иначе он будет изолирован от общества, и в его социализации не будет никакого смысла. Поэтому, выбирая деятельность для ребенка с ОВЗ, мы должны ориентироваться на интересы его ровесников, т.е деятельность ребенка с ОВЗ должна соответствовать деятельности детей его возраста.
Наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка, что обусловлено психофизиологическими особенностями человеческого организма. Обработка всей эмоциональной и познавательной информации в нервной системе имеет биохимическую природу: происходит выброс нейротрансмиттеров - биохимических веществ, обусловливающих проведение нервных импульсов.
Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейротрансмиттеры, которые активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процесс обучения построен на негативных эмоциях, то высвобождаются такие вещества, которые снижают способность к обучению и запоминанию.
Эмоционально приятной деятельность может быть для ребенка, во-первых, если она интересна, понятна, успешна; во-вторых, если деятельность позитивно оценивается педагогом. Все эти компоненты присутствуют в культурно- творческой деятельности, организованной для детей с нарушениями развития: игры, праздники, драматизация, и др.
Выявленные трудности: упускается сенситивный период в развитии у детей высших психических функций, формировании способностей к обучению, становлении самостоятельности; своевременно не реализуются потенциальные возможности развития и социализации; усугубляется инвалидизация ребенка, и он не достигает того уровня социализации, который был бы возможен при соблюдении необходимых условий дошкольного воспитания; резко ограничиваются социальные контакты всех членов семьи; отмечается нарастание трудностей последующего школьного обучения, что требует все больших ресурсов специального образования.
Участие ребенка с ОВЗ в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Все вышесказанное позволяет определить одну из актуальных задач современной помощи детям с ОВЗ младшего школьного возраста, в том числе детям с комплексными нарушениями: это поиск административно- правового ресурса для широкого внедрения в практику научно обоснованной и экспериментально проверенной системы школьного воспитания разных категорий детей с нарушениями развития.
Заболотских Ольга Павловна Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения Республики Марий Эл