Управление конфликтами в педагогическом процессе Тема 21.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи: на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность конфликта; повысить теоретические и практические знания;
Advertisements

Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает : Часто простое кажется спорным – Черное – белым, белое – черным.
Семинар классных руководителей «Устранение причин нравственной деформации личности, отклонений в поведении ребенка.» 1.Планирование работы. 2.Вовлечение.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Педагогический совет Разрешение конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами и родителями.
Конфликты в условиях учебной деятельности Из опыта работы ТПМПК по разрешению конфликтных ситуаций в процессе консультационной деятельности в моу нго.
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
* Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителями трудного ребенка.
Разрешение конфликтных ситуаций в школе Гончарова Марина Владимировна Педагог-психолог МОУ СОШ 12.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Круглый стол : учителя, ученики, родители ( МКОУ Чуноярская СОШ 13), учителя, ученики, родители ( МКОУ Чуноярская СОШ 13), подготовлен : Якименко Д. Ю.,
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Педагогический конфликт. Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблем.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное.
Медиация как способ разрешения конфликтов в школе.
«Профилактика агрессивного поведения учащихся» Учащиеся 7Б класса Семёнов В. и Николаева О. Социальный проект на тему:
Реальные В реальных конфликтах имеет место противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее.
Транксрипт:

Управление конфликтами в педагогическом процессе Тема 21.

Авторитарная школа Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и установить демократические принципы управления, основанные на принципе партнерства, диалоге, компромиссах и консенсусе.

Конфликт в школе = ? Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. В определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Надо изменить отношение к конфликту и повышать знания конфликтологии.

Важна культура общения Большинство педагогов считают, что решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого. Ученик Школьник Двоечник Отличник Хулиган Личность

Задача учителя Противостояние превратить во взаимодействие. Деструктивный конфликт перевести в конструктивный. Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному. Что делать?

Действия учителя Шаг 1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга не отвечать на агрессию агрессией; не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом; дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии; стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями; не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд; предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Действия педагога Только если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта. Шаг 2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта Монолог диалог

Правила диалога соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным; не перебивать без надобности, сначала слушайте, а потом говорите; не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе; Отстаивать свои позиции, не быть категоричным, уметь усомниться в самом себе; в своих доводах опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения; стараться правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины; не давать готовых «рецептов» решения проблем, постараться так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

Действия педагога Шаг 3. Взаимодействие завершающий этап в урегулировании конфликта Оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.

Условия конструктивного конфликта адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.

Действия учителя В любом конфликте у учителя есть три возможности: Работать с учеником Работать со средой Работать с собой Но часто, работая с учеником, учителя допускают ошибки, которые приводят к следующим последствиям: Провоцируют сопротивление у школьников. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение. Снижают детскую самооценку. Активизируют самозащиту школьников. провоцируют детский гнев и мстительность. Являются причиной пассивности учеников.

Замечания учителя Типичные замечания учителей при использовании первого способа способствуют укреплению детей в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие три группы: Предписывающие замечания. Подавляющие замечания. Косвенные замечания. Предписывающие замечания: Приказы. Команды. Указания. Предостережения. Угрозы Нотации. Проповеди Поучения. Советы. Предписания. Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика.

Замечания учителя Подавляющие замечания: Обвинение. Осуждение. Критика. Обзывание. Насмешка. Интерпретация. Анализирование. Ироничная поддержка. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование. Подавляющего замечания никак не повлияют на поведение ребенка, усвоится им как скрытое сообщение «Ты - плохой».

Замечания учителя Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания (- Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление! -Это когда же тебя назначили директором школы?) Единственный их эффект - приучение школьника к действиям «исподтишка». Все замечания содержат скрытое сообщение «Ты - плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

Как надо делать замечания? 1 часть – описание того, что неприемлемо Когда я вижу бумажки, лежащие на полу... Когда вы рисуете на парте..... Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе... Когда меня перебывают во время объяснения... В замечании говорится о том, что является результатом поведения ученика. Конкретизируется автор поведения. 2 часть - описание эффекта, который будет иметь неприемлемое поведение школьника. Надо сформулировать его так, чтобы и школьник считал его существенным

Как надо делать замечания? Потребности в признании и приятии мотивируют школьников на изменение поведения. - Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства). 3 часть – описание своих чувств. Такая последовательность изложения (поведение – эффект - чувства) сообщает школьнику, что чувства возникают по отношению к возможному эффекту, но не к поведению ученика. Теперь ребенок в некоторой степени защищен как бы специально созданным учителем буфером (эффектом), что позволяет ему не активизировать собственные защитные средства, как происходит в том случае, если обвинять непосредственно его поведение.

Барьеры в педагогическом общении Сотрудничества не получается, если сталкиваются ценности учителя и ученика: В одежде, В использовании сленга, В отношении к чистоте и т.д. Что делать? 1. Помнить, что ценности надо воспитывать. 2. Стать эффективным консультантом. 3. Для этого нужен авторитет. 4. Для авторитета надо самому стать образцом.

Вопрос Какие ценности детей для вас являются совершенно неприемлемыми?

Появились вопросы?