Коломина Н.Н. Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» Содержательный анализ результатов ГИА-9, ГИА-11 по истории и меры методической поддержки учителей в работе по совершенствованию подготовки обучающихся к ГИА-9, ГИА-11 в 2016 году Вологда 2015 год Никоарэ Марина Ивановна, методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО ВИРО
Коломина Н.Н. Итоги ЕГЭ по истории в 2015 году Средний балл ЕГЭ по истории в 2015 году – 47% (в 2014 году – 46,3%); Не преодолели минимальный порог (32 балла) 16,5%; Стопроцентный результат – 96 человек (99 в 2014 году); Наиболее успешно справились с заданиями на знание фактов и ассоциативные связи по периоду VIII - начало XIX века.
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Период второй половины XIX – начала XX века: задания выполнены на 46%; Период 1914 – 1941 гг.: задания выполнены на 50%; Период 1945 – 1991 гг.: задания выполнены на 57%; Период 1991 – 2012 гг.: задания выполнены на 57%. Задания по культуре выполнены на 52-64% Вывод: не усваивается объём фактологического материала по данным периодам и темам.
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Период второй половины XIX – начала XX века: задания выполнены на 46%; Период 1914 – 1941 гг.: задания выполнены на 50%; Период 1945 – 1991 гг.: задания выполнены на 57%; Период 1991 – 2012 гг.: задания выполнены на 57%. Задания по культуре выполнены на 52-64% Вывод: не усваивается объём фактологического материала по данным периодам и темам.
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Хронологическая последовательность – выполнили 26,8% (27,7% по РФ); Задание на соответствие (дата – событие) – полностью выполнили 29,76% (24 %по РФ); Задания на множественный выбор – 31, 3 % (47% по РФ); Задание на поиск причинно- следственных связей – 49%. Вывод: слабый навык применения фактических знаний для выполнения заданий по заданному алгоритму
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Задания с иллюстративным материалом – выполнили 35,4%; Задания с исторической картой – выполнили 44%; Задания на систематизацию знаний (работа с таблицей) – выполнили 31,97%. Вывод: недостаточно сформированы умения работы с образами, графическими и иллюстративными формами представления материала
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Историческая задача (анализ явлений, процессов, фактов) – выполнили 33,1%; Аргументация в ходе дискуссии – выполнили 12,39% (20,3% по РФ); Контекстный анализ источника – выполнили 28%; Определение термина или понятия по признакам – 42%. Вывод: слабая сформированность логических операций обобщения, анализа, сравнения, синтеза
Коломина Н.Н. Проблемный анализ ЕГЭ по истории в 2015 году Задание 40 (характеристика деятельности исторической личности) К1: Хронологические рамки деятельности личности – 81,64% (68% по РФ); К2: Выделение направлений и характеристика деятельности – 17,81% (50% по РФ); К3: Выявление и оценка результата деятельности – 22,46 (29% по РФ). Вывод: недостаточно сформированы умения обобщения и выделения главного и существенного содержания.
Коломина Н.Н. В 2015 году в Вологодской области ОГЭ по истории сдавал 61 человек (0,6%): Вологда – 15 человек; Череповец – 10 человек; Усть-Кубинский район – 18 чел. Итоги: «2» – 11 человек (18%), рост на 14% «3» – 16 человек (26%), на уровне «4» – 21 человек (34%), падение на 9% «5» – 13 человек (22%), падение на 6% Итоги ОГЭ по истории в 2015 году
Коломина Н.Н. - не усваивается объём фактологического материала по данным периодам и темам; - слабый навык применения фактических знаний для выполнения заданий по заданному алгоритму; - недостаточно сформированы умения работы с образами, графическими и иллюстративными формами представления материала; - слабая сформированность логических операций обобщения, анализа, сравнения, синтеза; -недостаточно сформированы умения обобщения и выделения главного и существенного содержания; - отсутствие систематической подготовки ПРИЧИНЫ НИЗКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Коломина Н.Н. ОСНОВНОЙ ВЫВОД:
Коломина Н.Н. - Усилить внимание к проблемным периодам истории: вторая половина XIX – XXI вв. (составление таблиц, схем, работа с типовыми заданиями и учебником); - Уделять внимание работе с лентой времени, составлению синхронизирующих таблиц; -Работать с историческими источниками в системе, выполнять педагогическую обработку документа; - Включать в урочную и внеурочную деятельность работу с визуальными источниками, использовать рассказ по учебной картине; - Использовать в работе списки дат, персоналий и терминов, приведённых в историко-культурном стандарте; - Не «натаскивать» на задания, а вести систематическую работу по формированию осознанного отношения к предмету с 5 класса. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Коломина Н.Н. 1. Организация и проведение проблемных семинаров, вебинаров по наиболее «проблемным» вопросам методики преподавания истории (в том числе с участием авторов УМК). В сентябре- октябре проведено 2 семинара с участием из-в «Русское слово» и «Просвещение» по новым УМК по отечественной истории. 2. Обсуждение результатов ОГЭ и ЕГЭ 2015 года по истории, анализ демоверсии КИМов 2016 года. В октябре прошел семинар (92 участника) с участием И.А. Артасова, заместителя председателя федеральной предметной комиссии по истории, автора КИМов по ОГЭ и ЕГЭ, проанализированы типичные ошибки обучающихся по выполнению экзаменационной работы по истории в 2015 году, пояснены изменения в модели ЕГЭ по истории 2016 году, разобрана демоверсия КИМа 2016 года, даны рекомендации по подготовке. 3. Повышение квалификации учителей истории по дополнительной образовательной программе «Обновление структуры и методики преподавания истории в условиях реализации ФГОС ОО» (72 ч.) 4. Обобщение опыта учителей по подготовке к итоговой аттестации по истории. 5. Проведение курсов по подготовке экспертов ОГЭ по истории. ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: