ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Френсис Бекон.
Функции, которые выполняет художественная литература в речевом развитии детей: дает образцы правильной литературной речи, богатой эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоционально-оценочной и сказочной лексикой; обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает навыки связной речи; влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи; развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)
Работа по развитию речи детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям: Совместная деятельность педагога и детей. (НОД и образовательная деятельность в режимные моменты) Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями Создание соответствующей предметно- развивающей среды в группе
Совместная деятельность педагога и детей В процессе непосредственной образовательной деятельности с целью активизации познавательных интересов и обогащения речевого словаря используются следующие приемы и методы: Чтение и обсуждение художественных произведений. Рассказывание сказок. Заучивание стихотворений. Пересказ литературных произведений. Сочинение стихов, небылиц, рассказов. Литературные викторины, конкурсы, КВН
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы: Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами» Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания Беседа по прочитанным произведениям Загадывание загадок. Показ мультипликационных и видео фильмов по сюжетам прочитанных произведений Разыгрывание диалогов из произведений Инсценирование сказок Час скороговорок, считалок, потешек и др.
Самостоятельная деятельность детей организована с учетом их познавательных интересов и помогает развивать их речь: В сюжетно-ролевых играх. В дидактических играх по развитию речи, дидактических играх познавательного характера. В играх – драматизациях. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре. В играх – соревнованиях «Кто знает больше загадок», «Кто больше вспомнит сказок с добрыми героями», «Русские и зарубежные сказки».
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями: Консультации: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка» и др. Информация в родительском уголке «Наши любимые книги». Беседа на родительском собрании «Читаем книги каждый день». Выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои». Рекомендации «Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом», «Как учить стихи с детьми». Помощь в изготовлении пособий для НОД, необходимых при словарной работе.
Детская библиотека выступает, как основной социальный институт, способный оказать помощь педагогам, семье в формировании дошкольников как читателей.
Предметно-развивающая среда группы Успешному решению поставленных задач способствует так же соответствующая предметно-развивающая среда в группе: Детская художественная литература по разным темам. Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, с миром природы. Кукольные и настольные театры по литературным произведениям. Иллюстрации, альбомы по сказкам.
Тематическая неделя по творчеству писателя или поэта
Результат дети любят книги рассматривают их просят прочитать обмениваются своими впечатлениями активно используют в речи выразительные средства языка сочиняют фантазируют с удовольствием участвуют в инсценировке сказок
Заключение Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий. Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.