ТЫЩЕНКО СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ИСТРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КУБАНОВЕДЕНИЯ МБОУ СОШ 29 станица Петровская Славянский район 2014
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Цели и задачи: расширить представление детей о крае, в котором они живут, познакомить с древней достопримечательностью Кубани – дольменами; развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать; воспитывать любовь к родному краю, интерес к древней истории и культуре Кубани.
Ход урока: Актуализация знаний учащихся. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по Краснодарскому краю, посетим уголок, где от глаз человека спряталась загадка древности – дольмены. У каждого на свете есть, наверно любимый уголок земли. Этот уголок называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее. Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.
СТАНЦИЯ I. РАБОТА С КАРТОЙ ДОЛЬМЕНОВ КАВКАЗА. Задание: Рассмотреть внимательно карту территории распространения дольменов на Кавказе и на карте Земли: - определить границы распространения дольменов на территории Краснодарского края; - указать места самых больших скоплений дольменов; - указать на карте Земли, где ещё расположены дольмены.
СТАНЦИЯ II. Чтение легенд о происхождении дольменов (§ 5 п. 1 на стр )
Задание. Исправить легенду, подчеркнув неправильные названия дольменов и написав рядом правильный ответ. - О происхождении дольменов давно уже сложились легенды. Казаки называли их домами «карликов», или исупов, _______________________. - У адыгов и абхазцев дольмены известны как «пещеры», «дома великанов», «могильные дома» ________________________________________, У мергелов – как «богатырские хатки» ____________________________________________.
СТАНЦИЯ III. Экскурсия к дольменам.
Задание. Соотнести типы названий дольменов с цифрой: Составной дольмен ____, плиточный дольмен ___, корытообразный дольмен ___, дольмен-монолит ____
Вписать недостающую информацию о классификации дольменов: Тип дольмена Характеристика Каждая сторона является отдельной плитой Составной Вырублен или высечен целиком из камня Корыто образный
СТАНЦИЯ IV. Рассказ об увиденном. Вывод. Удивительное явление представляют собой северокавказские дольмены. Эти гробницы, сложенные из огромных каменных плит, начали строить около четырёх с половиной тысяч лет назад. Подобные сооружения известны на территории четырёх западноевропейских государств. Вероятно, племена, которые их создавали, переселились на Северный Кавказ морским путём.
Для постройки даже одного дольмена требовались усилия множества людей. Ведь только крыша его может весить 20 тонн. При этом огромные каменные плиты имеют правильные формы и аккуратно отёсаны. Строители дольменов были знакомы с основами математики, астрономии, и не случайно учёные сравнивают гробницы с египетскими пирамидами.
Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие по Кубани. Вам понравилось путешествовать по нашему краю? На каких станциях мы побывали? Какая станция вам понравилась больше всего? Вы все хорошо потрудились, молодцы. Всем спасибо. До следующего путешествия по родному краю.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. § 5 ; 2. Подготовить сообщение о дольменах. 3. Выполнить макет дольмена.