ДРЕВНЕРИМСКАЯ ОДЕЖДА
ТКАНИ Шерсть Лен Шелк
О ШЕРСТИ Главным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, потому что она гигроскопична, она впитывает пот и предохраняет тело от охлаждения, от простуды. Шерстяные ткани были самого разнообразного качества. Превосходную шерсть давали овцы из Южной Италии, где разводили преимущественно апулийскую породу. Очень ценилась шерсть тарентских овец, отличавшаяся белизной, мягкостью и особым блеском.
О ЛЬНЕ Лен в Италии сеяли во многих местах: в Цисальпинской Галлии и в Лигурии (Фавенция и Ретовий), в Кампании под Кумами и в области пелигнов. Льняное полотно, однако, шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца. Из льняной пряжи делали тенета и сети для звериной и рыбной ловли. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в ее храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи.
О ШЕЛКЕ Одежды из «дикого шелка» назывались или bombycina, или «конскими одеждами» (на острове Кос изготовлением этих шелковых материй занимались с давних времен). Появились они в Риме в конце I в. до н. э., и мода на них продержалась не дольше 100 лет, но в течение этого времени они были мечтой гетер и предметом негодования для морализирующих философов и поклонников старинной строгости нравов. Легкая, обычно пурпурная, часто расшитая золотыми нитями, совершенно прозрачная, «эта одежда обнажала женщин». Настоящий китайский шелк появился в I в. н. э. и быстро вытеснил «конские одежды». Так как шелк был очень дорог и тяжел, то шелковые материи, приходившие из Китая, подвергались своеобразной обработке: их распускали и ткали наново, подбавляя льняной или хлопковой пряжи. Одежда из такой «полушелковой материи» быстро вошла в моду; Тиберий напрасно пытался запретить ее ношение мужчинам. Чистый шелк получил широкое распространение в богатых слоях только с III в. н. э.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА Женская одежда состояла из туники, столы и паллы и не очень отличалась от мужской, разве только была подлинней.
ТУНИКА Нижней и домашней одеждой служили различного вида туники, обычно шерстяные. Туника была длинной и довольно широкой. Узкую тунику надевали девушки в день свадьбы. Обыкновенную тунику опоясывали.
ВИДЫ ЖЕНСКИХ ТУНИК
СТОЛА Поверх туники знатные женщины надевали верхнюю одежду столу, длинную, волочившуюся по земле одежду со множеством складок и короткими рукавами, перехваченную по талии поясом; стола - признак замужней женщины, матроны. удостоверяла принадлежность женщины к римской гражданской общине, ее положение жены и матери (девушки и незамужние женщины стол не носили). Она представляла собой длинную и широкую тунику, перепоясанную дважды - под грудью и ниже талии. к ее подолу пришивали плиссированную оборку институт. Появляться в общественных местах без столы считалось неприличным.
ПЕПЛУМ ( ПЕПЛОС ) Женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.
ПАЛЛА Это длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись. Надевалась пала разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.
ЖЕНСКИЕ ПАЛЛЫ
ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА У женщин в одежде имелась ещё одна отличительная особенность только они носили белье, которое чем-то схоже с современным бюстгальтером, имевшим название строфиум - нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники или мамилларе--повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, Сублигакулум – набедренная повязка из кожи по форме схожая с современными трусами. Одежда римлянок имела, по обыкновению, коричневый в сочетании с золотисто-желтым цвет, преобладали так же лиловый оттенок с зеленым, серый с голубым.
ПРИЧЕСКИ РИМЛЯНОК
ОБУВЬ ДРЕВНЕГО РИМА
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
МУЖСКАЯ ТУНИКА Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть. Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу одну на другую.
ВИДЫ ТУНИК
ТОГА Тога была чисто римской одеждой; Изгнанникам запрещалось ее носить; вольноотпущенники, получив римское гражданство, радостно приказывали изображать себя в тоге. Являлась символом зрелости и принадлежности к римской империи.
TOGA PRAETEXTA Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений; только мальчики носили до совершеннолетия тогу с широкой пурпурной полосой по краю (toga praetexta). Такая тога была форменной одеждой большинства магистратов и жрецов;
TOGA VIRILIS Тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
TOGA TRABEA Тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Ее носили в торжественных случаях римские цари, всадники и авгуры; при императорах trabea вся была пурпурового цвета.
PALLIUM Древнеримская мужская верхняя одежда, аналог греческого гиматия, а также покрывало или полог. Паллиумы делались из шерсти, белого льна, позднее – из шелка. Шерстяные носили в непогоду и закрепляли заколкой фибулой с правой стороны. Паллиумы считались атрибутом древнегреческих философов, в связи с этим греческие литературные произведения и их сюжеты называли палатами.
ABOLLA Безрукавный двойной плащ для употребления на войне; противополагается тоге; иногда и одежда философов, особенно циников и стоиков.
PAENULA Древнеримский плащ без рукавов, служивший для защиты от холода и дождя.