ПОДРОСТОК – КТО ОН? Педагог – психолог МБОУ «Средняя школа 4» Чикиш Юлия Витальевна
Период развития детей от лет до 15 – 16 лет. Современные ученые выяснили, что подростковый период увеличился и порой продолжается до 25 – 30 лет. Это происходит в связи инфантилизации современного поколения.
Сложное взаимодействие половых гормонов, гормонов роста, их активизация провоцируют интенсивное физиологическое и физическое развитие. Увеличивается вес и рост ребенка. У мальчиков пик скачка роста в среднем приходится на 13 лет, а закончится он после пятнадцати лет... У девочек подобный скачок роста, как правило, начинается и заканчивается на два года раньше (более медленный дальнейший рост способен продолжаться еще несколько лет).
Меняются пропорции тела Изменение веса и роста сопровождаются изменением пропорций тела. Вначале до взрослого размера дорастают кисти рук, голова, ступни, потом конечности удлиняются ноги, руки и в самую последнюю очередь тело. Усиленный рост скелета, который достигает четырех-семи сантиметров в год, способен опередить развитие мускулатуры. Все это способно привести к подростковой угловатости, определенной непропорциональности тела. Дети нередко ощущают себя в это время неловкими, неуклюжими. В связи с гормональным всплеском на коже появляются угри, увеличивается выделение сальных желез. Поэтому как правило в этот период интенсивного развития подростки очень недовольны состоянием своей кожи, своей фигуры (особенно девочки).
Для подростков характерны: повышенная утомляемость гормональная буря изменение артериального давления перепады настроения неуравновешенность
Социальный статус подростка Ребенок переживает период перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Поэтому центральным новообразованием подростков, является появившееся чувство взрослости, подросток относится к себе, как к взрослому. Это может выражаться в желании, чтобы все и сверстники, и взрослые, относились к нему как к взрослому, а не как к маленькому. Подросток претендует на равноправие в отношении со старшими, способен идти на конфликты, отстаивать свою взрослую позицию. Ощущение взрослости способно проявиться и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства родителей в какие-то стороны своей жизни.
Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея- тельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным ин- формационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных от- ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от- стаивать свои права. 3. Общение - специфический вид эмоционального кон- такта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. 2. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. 3. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для осуществления этого стремления нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.
Познавательное созревание подростка В интеллектуальной области случаются качественные изменения: развивается рефлексивное и теоретическое мышление проявляется свой взгляд на мир активно развиваются творческие дарования Изменения в интеллектуальной сфере способны привести к расширению способности самому управляться со школьной программой. Но многие подростки все же испытывают трудности в учебе, в большинстве случаев учеба просто отходит на второй план.
При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.