МБДОУ «Детский сад 48 комбинированного вида» Воспитатель: Мизерная Диана Владимировна (высшая квалификационная категория)
Что такое память Память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
Виды памяти От скорости запоминания Оперативная Смысловая Механическая От хранения информации Долговременн ая Кратковремен ная От наличия цели Произвольная Непроизвольн ая От содержания запоминания Словесно- логическая Эмоциональн ая Двигательная Образная Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Вкусовая
Цель работы, сводится к определению методов воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти и внимания у детей дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Виды памяти, ее особенности в дошкольном возрасте; особенности развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. 2. Исследование эффективности отдельных виды памяти, ее особенности в дошкольном возрасте.
ДИАГНОСТИКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 1. Запоминание картинок и предметов: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
Рисование по памяти Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Упражнение на развитие внимания и памяти
Определение долговременной памяти
Упражнение на развитие долговременной памяти Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.
Игра: «Парные картинки» Набор парных картинок (8- 16 пар) выкладываются на столе, дети запоминают пары, затем картинки переворачиваются рубашкой вверх. Дети ходят по очереди. Выигрывает тот кто больше соберет пар. За один ход можно перевернуть только одну картинку, если собрана пара – дополнительный ход
Игра «Пуговки» Игровое поле 6 на 6, 8 на 8 и более, два набора пуговиц. Один ребенок выкладывает узор, другой его запоминает и повторяет узор на своем поле.
Использование картинок при заучивание стихотворения Плещеев «Осень» Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах Это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем, листья сыпется дождем. Под ногами шелестят и летят, летят, летят. Пролетают паутинки с паучками в серединке И высоко от земли пролетели журавли. Все летит, должно быть это улетает наше лето.
«Унылая пора» А.С. Пушкин «Осень» (отрывок) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
«Вьется пчелка Вьется пчелка над цветком, вся в пыльце пушистой. Из тычинок хоботком пьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка медленно кружится И трудом утомленна на цветок ложится.
Игры развивающие внимание РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА «КРЕСТИКИ» ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Мозаики для развития внимания и мелкой моторики рук
Кубики «сложи узор», «собери картинку» Кубики развивают внимание наблюдательность, логическое мышление, воображение, пространственные представления
Игра «Собери цветок» Игра на развитие внимания: кто быстрее и правильно соберет цветок. Для усложнения можно на лепестках написать геометрические фигуры, примеры, буквы (гласные и согласные).
Упражнение «Запомни и выложи узор из счетных палочек, из палочек Кюизинера Дети запоминают ряд цифр (5, 3, 6,…) от 4 до 8 цифр или рисунок, затем выкладывают его из палочек Кюизинера или счетных палочек.
Игра «Замочная скважина» Детям предлагается для рассмотрения 7-9 картин схожим по цвету и содержанию, дают названия картинам. Затем показывают картину, закрытую экраном и лишь небольшая часть видна. Дети по этой детали должны определить и назвать картину.
Игра «Девять картинок» Чтобы ребенок смог запомнить картинки и место, где они находятся, можно предложить способ запоминая: составить рассказ по картинкам: У коровы был топор и часы, она любила виноград и мухоморы, ложкой ловила рыбу и любила смотреть телевизор и носила туфли
Игра «Я знаю пять названий…» Игру можно проводить с мячом, с игрушкой, с кубиком. Главное условие, чтобы ребенок не повторял названные слова. Темы могут быть разные: растения, животные, фрукты, овощи, транспорт и т.д. Для усложнения можно сузить тему: цветы луговые, садовые, лекарственные.