Комплексный подход к профилактике злоупотребления несовершеннолетними ПАВ И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО
Вызовы социальной среды Ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имеет тенденцию к ухудшению Увеличение форм дезадаптивного и саморазрушающего поведения подростков, в том числе злоупотребление алкоголем, наркотиками Осведомленность сочетается с пассивным отношением к приему наркотических средств среди сверстников Относительная несложность приобретения и доступность ПАВ для несовершеннолетних
Комплексный подход Целостное системное образование комплекса мер, способствующих формированию устойчивых антинаркотических установок, предотвращению саморазрушающего поведения детей и как следствие осмысленный отказ от употребления ПАВ
Цель профилактики в образовательной среде Воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем
Основные аспекты позитивной профилактической работы (Валентик Ю.В., 2001) 1. Несовершеннолетние должны знать свои потребности и способы их удовлетворения 2. Несовершеннолетние должны приобрести позитивный опыт успешного самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей и, стало быть, купирования негативных переживаний, связанных с их неудовлетворенностью 3. Несовершеннолетние должны научиться справляться со своим состоянием в случае, когда по каким – либо причинам удовлетворение собственных потребностей невозможно
Проблемы организации профилактической деятельности в ОО Преобладание информационно- просветительского подхода в в массовой практике Осуществление профилактической деятельности, игнорируя основные принципы профилактики Тенденция перекладывания ответственности за осуществление систематической профилактической антинаркотической работы Доминирование «мероприятий иного подхода»
Комплексный характер профилактики в образовательной среде Предполагает изменение связей и отношений между людьми, появление общей ответственности за текущую ситуацию и перспективы развития совместной деятельности Общность субъектов профилактики одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта
Профилактическое пространство Оперативная реакция на все случаи употребления ПАВ несовершеннолетними Развитие практики моделирования оперативных систем профилактики аддиктивного поведения Развитие практики деятельности волонтёрских отрядов как механизма реализации профилактической деятельности образовательных организаций Создание стажировочных площадок по освоению эффективных стратегий профилактики Использование проектно-программного подхода в системе профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи
Охранно-защитная концепция профилактики Организационно-управленческое обеспечение Социально-педагогическое обеспечение Психолого – педагогическое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Кадровое обеспечение
Спасибо за внимание!!! Приглашаем к сотрудничеству! Кафедра общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО т.8(4852)