Консультация МБДОУ «Детский сад 25»»г. Нефтеюганск Родителям о введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования
ФГТ Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
разрабатывается, утверждается и реализуется в дошкольном образовательном учреждении на основе: *** федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, *** примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В первую очередь ФГТ определяют структуру ООП дошкольного образования, где различают две части: 1)обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом (не более80%); 2) вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса (не менее20%). * Приоритетные направления ДОУ * Цель, задачи, модель образовательного процесса * Дополнительное образование
Вместо требований к результатам освоения основных образовательных программ предлагается раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», где достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов ( знаний, умений, навыков ), а совокупностью личностных качеств ребёнка: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, общительный и др. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Основные компоненты школьной готовности: развитие стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья.
Раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам. Теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.
Основные направления развития детей и образовательные области Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Познание Чтение худ. литературы Коммуникация Безопасность Труд Социализация Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество
Основной принцип взаимосвязи образовательных областей – интеграция, альтернатива современному предметному принципу (недостатку современного дошкольного образования). Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
В новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.
Образовательная область Физическая культура здоровье безопасность музыка социализация коммуникация
Отказ от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (специально организованной деятельности). Познавательно- исследовательская Коммуникативная Продуктивная Музыкально- художественная Игровая Двигательная Трудовая Чтение художествен- ной литературы Образовательная деятельность
Для мотивации образовательной деятельности предлагается усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий: Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.), сезонные события.
Проектная деятельность становится приоритетной Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным!
Желаемый образ выпускника Физическое развитие Физически и психически здоровый ребенок, у которого сформированы основы двигательной и гигиенической культуры. Физически развитый ребенок, с развитым представлением о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, со знаниями о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Физическое развитие Физически и психически здоровый ребенок, у которого сформированы основы двигательной и гигиенической культуры. Физически развитый ребенок, с развитым представлением о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, со знаниями о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Социально-личностное развитие. Маленький патриот и гражданин, любящий свою Родину. Уверенный, инициативный ребенок, знакомый с моральными нормами, умеющий строить доброжелательные отношения со взрослыми и детьми разного возраста, управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам. Самостоятельный, организованный, аккуратный, опрятный. Социально-личностное развитие. Маленький патриот и гражданин, любящий свою Родину. Уверенный, инициативный ребенок, знакомый с моральными нормами, умеющий строить доброжелательные отношения со взрослыми и детьми разного возраста, управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам. Самостоятельный, организованный, аккуратный, опрятный. Художественно-эстетическое развитие Воспитанник – ребенок, который приобщен к русской народной культуре и к общечеловеческим ценностям, различающий явления прекрасного и безобразного в искусстве и в жизни..Творчески активный, всегда желающий включиться в творческую деятельность. Имеет начальные представления о разных видах искусств. Художественно-эстетическое развитие Воспитанник – ребенок, который приобщен к русской народной культуре и к общечеловеческим ценностям, различающий явления прекрасного и безобразного в искусстве и в жизни..Творчески активный, всегда желающий включиться в творческую деятельность. Имеет начальные представления о разных видах искусств. Познавательно-речевое развитие Воспитанник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся к активной деятельности. Любознателен, способен к самостоятельному решению познавательных задач, умеет осознанно использовать разные способы и приемы познания, имеет интерес к экспериментированию, готов к логическому познанию. Воспитанник, у которого сформированы элементарные естественнонаучные и математические представления. усвоивший начальные сведения о русской грамоте и истории цивилизации. Познавательно-речевое развитие Воспитанник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся к активной деятельности. Любознателен, способен к самостоятельному решению познавательных задач, умеет осознанно использовать разные способы и приемы познания, имеет интерес к экспериментированию, готов к логическому познанию. Воспитанник, у которого сформированы элементарные естественнонаучные и математические представления. усвоивший начальные сведения о русской грамоте и истории цивилизации.
родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательн ого процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями:
фото Презентацию выполнила: Попова Раиса Игнатьевна, заместитель заведующего по методической и воспитательной работе 2012г.