Слово «projectus» означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время в педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
История возникновения метода учебных проектов Основоположникоми «Метода проектов» являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик.
МЕТОД ПРОЕКТОВ В РОССИИ В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века.
« Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов». ( Педагогическая энциклопедия )
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся : 1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3. приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5. развивают системное мышление.
Правила успешной проектной деятельности: 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Классификация проектов: По характеру доминирующей в проекте деятельности По предметно-содержательной области По характеру контактов По характеру координации проекта По количеству участников По продолжительности
Основные требования к использованию проектной деятельности: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. 6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов ).
Этапы работы над проектом: Погружение в проект. Организация деятельности. Осуществление деятельности. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.
Деятельность участников проектной работы на разных этапах. Этап проектирования Учитель Учащиеся 1 этап - Погружение в проект Формулирует: 1. проблему 2. сюжетную ситуацию 3. цели и задачи. Осуществляют: 1. личностное присвоение проблемы 2. вживание в ситуацию 3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи. 2 этап - Организаци я деятельности Организует деятельность - предлагает: 4. организовать группы 5. распределить роли в группах 6. спланировать деятельность по решению задач проекта 7. возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 4. разбивку на группы 5. распределение ролей в группах 6. планирование работы 7. выбор формы и способа презентации результатов.
3 этап - Осуществ ление деятельности Не участвует в проектной деятельности,Работают активно и самостоятельно: но:8. консультируются при необходимости При необходимости 9. каждый в соответствии со своей 9. ненавязчиво контролирует ролью и сообща 10. сообщает новые сведения, когда у учащихся есть к этому необходимость 10. «добывают» недостающие знания 11. контролирует подготовку с учени-11. подготавливают презентацию коми презентации результатов. 4 этап – Презента ция Принимает отчет:Демонстрируют: 11. обобщает и резюмирует полученные результаты 12. понимание проблемы, целей и 12. подводит итоги обучения 13. умение планировать и осуществлять работу 13. оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность найденный способ решения и др.проблемы 14. акцентирует внимание на умении работать в группе на общий результат и других воспитательных моментах. 15. рефлексию деятельности и результата 16. дают оценку деятельности и ее результативности.
Формы продуктов проектной деятельности: web-сайт ; анализ данных социологического опроса атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал ; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; постановка; праздник; путеводитель; справочник; словарь; сценарий; учебное пособие и т.д.
Критерии оценивания проектных работ учащихся: 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5. Степень осмысления использованной информации
6. Уровень сложности и степень владения использованными методикоми; 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10. Владение рефлексией; 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе: Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся. Повышение мотивации учащихся в учебе. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения. Активизация познавательных интересов учащихся. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
Предоставление каждому возможности самореализации. Развитие творческих способностей учащихся. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.
Суть метода проекта можно выразить афоризмом: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и тогда я постигну». Конфуций.
Творческих Вам успехов!
Спасибо за внимание!