ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ от др.-греч. τραγωδία
Трагедия катастрофическому исходу комедия* жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Произведения часто наполнены пафосом. Противоположный жанр комедия*. *др.-греч. κωμ- δία, от κ μος «праздник в честь Диониса» + οιδή/ δή, δά «песня» Аристотель отмечает, что трагедия изначально была забавной, т. к. произошла из хора сатиров, и только позже стала серьезной, что и отразилось в греческом слове: др.- греч. τράγος, «козел» + др.-греч. δή, «пение».
Древнегреческая трагедия древнейшая из известных форм трагедии. ПРОИСХОДИТ ОТ РИТУАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДИОНИСУ*. УЧАСТНИКИ ЭТИХ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ МАСКИ С КОЗЛИНЫМИ БОРОДАМИ И РОГАМИ, ИЗОБРАЖАЯ ПРИ ЭТОМ СПУТНИКОВ ДИОНИСА САТИРОВ*. ДАННЫЕ ЗРЕЛИЩА ПРОИСХОДИЛИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ И МАЛЫХ ДИОНИСИЙ. *др.-греч. Διόνυσος в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74) *др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами.
От мимических дифирамбов постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис*, Фриних*, Херил*. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил* и Софокл*). Авторы исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий, руководили танцами. *Феспис изИкарии (греч. Θέσπις, также Феспид; VI век до н. э.) древнегреческий поэт и драматург. Феспису приписывается создание архаической, доэсхиловской греческой трагедии, в которой действовали один актёр и хор. *Фриних (др.-греч. Φρύνιχος) древнегреческий трагический поэт, живший в конце VI начале V веков до н. э *Херил (др.-греч. Χοιρίλος; умер ок. 400 г. до н. э. древнегреческий эпический поэт-трагик, основоположник направления исторических эпических произведений *Эсхил (др.-греч. Α σχύλος, 525 до н. э. 456 до н. э.) древнегреческий драматург, отец европейской трагедии *Софокл (др.-греч. Σοφοκλής, 496/ до н. э.) афинский драматург, трагик
ИЗВЕСТНЕЙШИЕ АВТОРЫ ТРАГЕДИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СОФОКЛ, ЕВРИПИД* И ЭСХИЛ ИЗОБРАЖАЛИ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПСИХОИДЕОЛОГИЮ ПОМЕЩИЧЬЕЙ АРИСТОКРАТИИ. ОСНОВНАЯ ТЕМА ТРАГЕДИЙ ЭСХИЛА ИДЕЯ ВСЕМОГУЩЕСТВА СУДЬБЫ И БЕЗНАДЕЖНАЯ БОРЬБА С НЕЙ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОКОЛЕБАТЬ НЕ МОГУТ ДАЖЕ ПОДНЯВШИЕ БУНТ ТИТАНЫ (ТРАГЕДИЯ «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»). *правильнее Эврипи́д, др.- греч. Ε ριπίδης 480-е 406 до н. э. древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом). Представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп»
Трагедии Софокла изображают эпоху триумфальной войны греков с персами, которая открыла большие возможности для торгового капитала. Влияние аристократии в стране уменьшается. Это сказалось на его трагедиях. В центре произведений занимает важное место конфликт между родовой традицией и авторитетом государства. Софокл считал, что между социальными противоречиями можно установить мир компромисс между торговой верхушкой и аристократией. Драматическое действие Еврипид объясняет реальными особенностями психики человека. На смену величественным героям Эсхила и Софокла приходят более усложнённые персонажи, однако более прозаичные.
Стало традицией ставить во время празднеств в честь Диониса три трагедии (трилогию), которые развивают один сюжет, и одну сатировскую драму, в забавном ироническом тоне которая повторяет сюжет трагедий, с танцами- пантомимами. Софокл отступил от этого принципа. Он впервые ввел перипетиию*, замедлил стремительность развития событий, которая характеризовала трагедии Эсхила (его предшественника) Действие у Софокла нарастает, приближается к катастрофе, после которой далее идет еще и развязка. Этому помогло введение им третьего актёра. *перипетии́я (греч. περιπέτεια, «внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, труднопреодолимое обстоятельство») один из существенных элементов драматургии, обозначающий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу. Термин применим к любым формам повествовательного искусства от рассказов до телесериалов.
Классическое строение трагедии Пролог Выход хора с песней (парод) Эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стасомами) Заключительный стасом (как правило, решённый в жанре космоса*) Уход актёров и хора эксод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Число частей варьировалось даже у одного и того же автора. *ко́мос (др.-греч. κομμός и др.-греч. κόμμος) в древнегреческой трагедии скорбный плач, который исполнялся хором и актёрами-певцами совместно.
Три единства греческой трагедии Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) во время представления не оставлял своего места, так как непрерывно вмешивался в действие: хор помогал автору выяснять или объяснять смысл произведения, раскрывать душевные переживания героев трагедии, оценивал их поступки. Присутствие хора и отсутствие декораций в театре не давало возможности перенести действие из одного места в другое. У греческого театра также не было возможности передать смену дня и ночи техника того времени не позволяла пользоваться световыми эффектами. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места очень ограничивало развитие элементов драмы за счёт эпических элементов. О событиях, нарушающих правило единства, зрителю было необходимо сообщать. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».
Драматург ввел в свои произведения интригу, т. е. переплетение сюжетных линий, тайные умыслы героев. Искренним героям Софокла это было чуждо. Вводит особый прием deus ex machina. К тому времени уже развилась более или менее техника для представлений в театрах. Роль хора постепенно свелась только к музыкальному сопровождению постановки. Прием «бог из машины» дал возможность решать непростые, трудноразрешимые ситуации. DEUS EX MACHINA* ИНТРИГА *«бог из машины»
Число актеров в греческой драме не превышало трех. Один и тот же актер должен был играть несколько ролей. В исключительных случаях в пьесу вводился четвертый актер. Мужчины исполняли женские роли. Актер должен хорошо декламировать стихи драмы, а также уметь петь и танцевать. Постоянными упражнениями актеры добивались большой силы и звучности голоса. Выразительность голоса, безукоризненность дикции, а также искусство пения доводились до совершенства.АКТЕРЫ