Болтенко Марина, группа Флб-21
Основные архитектурные ордера
Еще с древних времен крито-микенская и древнеегипетская цивилизации использовали стилевое единство колон, но только в Древней Греции впервые в I в., благодаря теоретику архитектуры, Витрувию, появилось понятие «орден», которое обозначало упорядоченное единство фигур, которое впоследствии приобрели свое разнообразие. Позже, в XV-XIX вв. появилась традиция украшать здания колоннами в стилях барокко, возрождения и классицизма. В наше время любое здание, дом, постройка основываются на принципах архитектурного ордера, это основа основ, главный скрепляющий каркас и принцип несущей системы сооружения.
Архитектурный ордер Система архитектурных элементов, являющаяся основой здания. С времен Древней Греции ордер употреблялся не только в качестве опоры здания, но и в эстетических целях. Важное значение отдавалось пропорциям фигур, их содержанию и форме, а также взаимному месторасположению. Представляет из себя стоечно- балочную систему, состоящую из вертикальных(колонны, пилястры) и горизонтальных (сима, антаблемент, капитель) элементов. Ордера состояли из колонны (column), антаблемента (entablature) и пьедестала.
Главные элементы греческого ордера Стереобат – основание всей конструкции, воздвигаемое над фундаментом. Ступень, располагающаяся выше стереобата – стилобат, на которой непосредственно устанавливается колонна. База – основание колонны, как несущего элемента, поддерживающая вертикальные опоры. Все эти 3 элемента образуют пьедестал колоны. Капитель – особая часть колоны, ее украшение, находится в ее верхней части. На нее идет нагрузка вышестоящих элементов. Различается по стилевым особенностям. Может состоять из ряда элементов: эхина(круглой плиты), абаки (квадратной плиты) и волют(архитектурные завитки) как у ионического ордера. Завершающая часть конструкции – антаблемент состоящая из архитрава, фриза и карниза. У некоторых ордеров фриз отсутствует.
Разновидности ордеров Итальянский архитектор Джакомо да Виньола впервые выделил 5 видов ордеров. Различают: дорический, ионический и коринфский, которые возникли в Древней Греции. Тосканский и композитный возникли позже, в Древнем Риме. Коринфский стал распространен в Древнем Риме.
Дорический ордер Дорийский ордер появился в VI веке до н.э. Антаблемент дорического ордера всегда состоял из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Колонна не имела базы, опиралась лишь на стилобат.. Наблюдается простота и сдержанность декора, что существенно отличает его от коринфского, имеющую выраженную резную капитель. Капитель округлой формы с прилегающим на нее квадратом, гладкий архитрав. Фриз был зачастую выражен триглифами – сгруппированными треугольными выемками, заполненными орнаментом. Фронтоны, самая верхняя часть колонны, зачастую украшались рельефами и барельефами, а на крыше, по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, группы скульптур и орнаментальные украшения). Шедевры дорической архитектуры Пантеон и храм Гефеста.
Ионический ордер Этот ордер существенно отличается от своего предшественника легкостью, грацией и пышностью форм. Характерной особенностью ионической капители являются завитки, называемые балюстрами. Основными элементами ордера являются база, капитель, антаблемент. Первый, малоазиатский вариант ордер, исключал фриз в антаблементе, но в 525 г до н.э., в Дельфах, а затем в Аттике, появился второй, завершенный вариант этого вида ордера, у которого был фриз, как у дорического, двускатная кровлю и фронтон. Ионический стиль архитектуры – стремление к богатству, нарядности и помпезности, выраженный изображением людей на фронтоне, в особенности девушек, называемый «кариатидами».
Верувий ассоциирует дорический ордер как мужской, более грубый, а ионический, мягкий, утонченный сопоставляет с женщиной. Ионический ордер появился в поисках новых веяний архитектуры, желая противопоставить нечто совершенно новое сдержанному дорическому стилю. Отличия ионического ордера Колонна стройнее дорической, к верху становится тоньше; Колонны расположены дальше друг от друга; Капитель имеет большое разнообразие; Архитрав легче дорического; Отсутствует фриз, как базовый элемент ордера
Коринфский ордер Появился в Древней Греции, в виде ответвления от ионического, но на шел свое распространение в Древнем Риме. Главное отличие заключается в том, что кроме волют, которых в капители коринфского ордера 16, образ довершают акантовые листья, расположенные в 2 ряда. Антаблемент имеет четкую схожесть с ионическим ордером, также разделенный архитрав, фриз с рельефом и карниз с зубцами. Отличие состояло лишь в виде крыши, она была не двухскатной, а плоской. Также этот ордер более насыщен декором. Колоны храма Аполлона в Басах – самые ранние находки этого ордера. Витрувий упоминал в своем трактате, что в во 2-й пол. V в. Ордер был изобретен скульптором Каллимахом из Коринфа. Если дорический ордер называют мужским, ионический – женским, то коринфский можно с точностью назвать девичьим, из-за утонченности черт и великолепии образа. Некоторые сравнивают его с кудрями молодого человека, юноши. Римский театр в Бейт Шиане (Скифополь)
Ордера Древнего Рима Тосканский ордер Появился на рубеже I в. до н.э.-I в. Н.э. Является производным, упрощенным вариантом дорического ордера. Содержит в себе гладкий фриз и колонны без каннелюр и капиталей. Исполнялся в строении зданий времен классицизма. Композитный ордер Производный ордер от ионического и коринфского ордеров.
Греческие ордера применялись в строительстве храмов из пористого камня и мрамора, но также с применением ордеров были выполнены некоторые здания и сооружения. Говоря о цвете ордеров, они были различны, можно даже сказать полихромны, что придавало ордеру особую эстетичность и подчеркивало индивидуальность ордера. Архитравы и карнизы осветлялись, а декоративные элементы подчеркивались живостью красок. Синяя краска выявляла лучше триглифы, красная - отображала наилучшим образом декор. Также применялись черный, желтый, оранжевый, темно-коричневый и золотой, например для выражения пышности складок платья у девушек на фронтоне. Покраска была выполнена методом энкаустики, то есть способом нанесения восковых красок в горячем виде на поверхность соответствующих частей здания.
Спасибо за внимание!