Практикум по пунктуации Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Чернятинская СШ 15» Канеева О.А.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «петруха». – Пап,(4) ну скажи ей,(5) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. Но я добыл его себе сам,(1) изготовив из обломков трех или четырех сломанных. Правда,(2) иногда с пера соскакивали огромные кляксы,(3) но зато не надо было макать в чернильницу. И чернила в него заправлялись не фиолетовые,(4) а голубые. – Пойду узнаю, – сказал он и, (1) шлепнув мои документы на стол, (2) поднялся, – кажется, (3) на вашу нацию есть разнарядка. – Как только он скрылся, (4) я взял свои документы и покинул университет. Я обиделся за стихи и разнарядку. Пожалуй, (5) за разнарядку больше обиделся.
В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте Две толстые утки прошли,(1) оживленно калякая,(2) с презрением взглянули на разодетого мальчика,(3) как на чужого,(4) и нырнули одна за другой под забор.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И поэтому он был рад и,(1) пожалуй,(2) даже упивался новым,(3) захватывающим занятием. – Вот вы все убиваете в нем художника,(4) обличал он своих ребят. Видите,(5) до чего человека довели. Может быть, (1) оттого, (2) что у меня не было ни дядей- адмиралов, (3) ни лодки, (4) ни телескопа, (5) ни ученого пса, (6) Житков казался мне самым замечательным существом на всем свете, (7) и меня тянуло к нему, (8) как магнитом Вот если бы я,(1) к примеру,(2) должна была готовить уроки только по литературе,(3) я бы могла их готовить круглыми сутками и отвечала бы всегда на пятерки,(4) потому что я занималась бы любимым делом!Но геометрия,(5) физика,(6) химия...
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Может, (1) кое-что и врут тамошние ребята, (2) вундеркинды эти, (3) но, (4) кажется, (5) в самом деле у них там в девятом классе проходят программу первого курса физмата и даже вроде бы отчасти второго… Мне кажется,(1) что я всегда немножко надеялась на чудо. Видимо,(2) надеялась,(3) потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня,(4) когда он умирал. Ночью,(5) лёжа в постели,(6) я спасала его.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при при вводном предложении и (или) вводном слове. Наконец с дипломом филолога в кармане и с университетским значком на груди, (1) полный, (2) как это говорится, (3) всяческих радужных надежд, (4) выехал я в небольшой областной городок. И оказалось, (5) на мою беду, (6) что в этой области я первый человек с университетским образованием.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом. В те годы поезда из наших краев шли до Москвы трое суток, так что времени для выбора будущей профессии было достаточно, и я остановился на философском факультете университета. Стоило мне, например, заявить, что Гоголь – великий русский писатель, тотчас раздавались аплодисменты в мою честь.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день. Лева не объясняет, хорошо это или плохо; он вообще не любит много говорить, разъяснять: он мыслит музыкальными образами. Весь класс так невинно и преданно смотрел на географичку, что, будь она поопытнее, она бы сразу поняла, сколь важное происшествие случилось в классе. Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку. На этой неделе Адочка (в смысле Ариадна Николаевна, математичка) сообщила Леве, как классному гению, что вот будет мероприятие и она бы посоветовала ему…
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я нарочно назвал дедушкино село, (1) а не город, (2) где мы жили, (3) чтобы сильнее обрадовать его дремучестью происхождения. По моему мнению, (4) университет, (5) носящий имя Ломоносова, (6) должен был особенно радоваться таким людям. И теперь,(1) после всего этого приволья,(2) после всей этой свободы,(3) - ходить в тесной шерстяной матроске,(4) в кусающихся чулках,(5) в неудобных ботинках,(6) в большой соломенной шляпе,(7) резинка которой натирает уши и давит горло!
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Живой человек один раз умирает,(1) а этот вечно,(2) вечно. И стонало сердце моё,(3) и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете,(4) что бывает утром с человеком,(5) который не приготовит И,(1) конечно,(2) кому-то надоело макать ручку в чернильницу,(3) и он изобрел «вечное перо»,(4) которое обвинили в тех же самых грехах,(5) в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного сочинительной связью. А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) – именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) – пришёл,(6) ушёл. «Уж сколько лет ты пытаешься подарить ему свой характер,(1) а он не принимает подарка. Смирись,(2) дитя мое,(3) смирись!» - сказал как-то папа. И все же Лева иногда подчиняется мне,(4) хоть и старше на целых пять лет.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Он же рисует по впечатлению,(1) то есть по-честному - что видит. Он же хочет получше нарисовать,(2) а за это вот всю дорогу горит синим пламенем. А добрый Ряша сказал,(3) что нельзя обвинять Тютькина. Бывало, (1) придя спозаранку, (2) я долго простаивал у этих ворот, (3) чтобы только поглядеть, (4) как Житков – с неподвижным и очень серьезным лицом – наклонится над ученой собакой, (5) возьмет у нее свою скрипку, (6) скажет ей (будто по секрету!) какое-то негромкое слово.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью Поэтому, (1) кто не круглый отличник, (2) у кого четверки, (3) смешно даже думать, (4) чтобы сюда попасть. У Юры четверок было две, (5) у Левы – ни одной, (6) сплошные пятерки, (7) но, (8) к сожалению, (9) у него имелась тройка по немецкому. У Машки-то, (10) конечно, (11) четверок хватало.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью Вместо этого заведующий облоно сказал, (1) что самое замечательное, (2) если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем, (3) неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.