«Разработка трёхуровневых заданий для учащихся начальных классов по отслеживанию предметных результатов в контексте системно-деятельностного подхода» Терскова С.В. зам. директора по УВР МАОУ СОШ 7 г.Чайковский, 2015
«Можно сказать жестко: переход на новые ФГОС учитель осуществляет ровно в той мере, в какой ему удаётся от традиционного содержания перейти к деятельностному». Кандидат психологических наук, проректор Открытого института «Развивающее образование», руководитель курсов повышения квалификации, международный эксперт по оценке качества образования, тренер, коучер. В.А.Львовский.
Системно-деятельностный подход Дидактические принципы системно-деятельностного подхода Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Ключевое понятие теории учебной деятельности – учебная задача. ДЕЙСТВИЕ ЗАДАЧА, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач Учение в деятельностном режиме
Условия постановки задачи: 1 этап 1. Обнаружение ребёнком недостаточности своего знания для решения возникшей задачи. Важно организовать столкновение детских точек зрения о новом для них понятии в процессе дискуссии. 2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть проблемы. Схемы, модели, рисунки. 3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Условия решения учебной задачи: 2 этап 1. Овладение учащимися новым способом действия, учитель организует его поиск. 2. Решить учебную задачу – это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. Условия решения задачи: -свободное высказывание детьми своих версий; -фиксация всех гипотез детей; -опробование версий, предложенных детьми – собственно решение задачи; -конструирование нового способа действия.
3 этап. Построение модели как средства конструирования нового способа. 4 этап. Решение частных задач- формирование навыка, отработка способа. 5 этап. Контроль и оценка.
Задача педагогов – традиционное содержание превратить в задачное. Гипотеза: только через собственную деятельность по преобразованию содержания обучения учитель начинает осознавать, достраивать необходимые компетенции для принятия нового деятельностного содержания обучения. В.А.Львовский
ЗАДАЧА «Натуральное действие» «думанье руками» ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ «Культурное» действие (выход на правило, формулу, ЗНАК) СПОСОБ ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД
Задание: приведите пример учебной задачи на любом предметном материале.
Работа в группах 1 группа – русский язык, каб группа- математика, каб группа – окружающий мир, каб группа – русский язык, каб группа – математика, каб группа – литературное чтение, каб работа в кабинетах. Задание: составьте фрагмент урока постановки задачи, которая выводит на формирование способа для большого круга частных задач.
Время УчительУченик – гр.Русский яз.2 гр. Математика гр. Математика 3 гр. Окр. мир гр. Окр. мир 1 гр. Русский яз гр. Русский яз.5 гр. Математика гр. Математика 6 гр. Литература гр. Литература 4 гр. Русский яз тренинг
«Именно через изменение способа оценивания образовательных результатов можно и нужно начинать реформировать школу … И начинать это делать надо было ещё «вчера». Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться того, что эти изменения будут инициированы властью, смысла, как мне кажется, нет». А.А.Каспржак Оценивание на уровне школы как инструмент управления достижениями учащихся
Уровни учебных способов действий функциональный уровень (формирование нового способа действия) рефлексивный уровень (трансформация известного способа действия) репродуктивный уровень (действия по образцу) пройденная часть учебной программы Диагностика меры присвоения культурных средств/способов действия в образовательной модели «культурного развития» (группа П.Г.Нежнова) Особенности инструмента
Результаты диагностики РЕШАЕМОСТЬ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ Предметность тестирования Уровень 123 Математика 70,849,625,4 Естествознание 44,726,319,7 Русский язык 68,647,421,1 Чтение художественного текста 73,544,524,7 Чтение информационного текста 35,927,014,4 УСРЕДНЕННЫЕ ПРОФИЛИ УСПЕШНОСТИ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия Уровни освоения предметного содержания
При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды
Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. o Боря - около своего блюдца включил вентилятор. o Вера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. o Галя - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)
Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения, которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета? o При нагревании вода испаряется быстрее o При увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее o Вода не испаряется при 20 градусах o При 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30 Пример по естествознанию (3-ий уровень) Утром мы налили поровну воды в три одинаковых сосуда. Температуру в каждом сосуде поддерживали постоянной. Вечером воды оказалось не поровну: ОТЧЕТ
1 Какое получится число, если разделить на 34? Ответ: __________ 2 Рассеянный Петя, переписал из учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель он записал правильно: 7. А во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. Из-за этого в ответе у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример? Ответ: __________ 3 Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 заменить буквы цифрами (разные буквы заменяются разными цифрами)? Ответ: __________
Группа показателей: УЧЕБНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Показатель: Контрольно-оценочная самостоятельность Индикатор (диагностическое проявление): определение критериев для оценки результатов действия Диагностическое задание: «Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил выполнение задания своими учениками: Задание: Определи, какое число больше: или » Индикатор (диагностическое проявление): самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров). Диагностическое задание: Выполни предыдущее задание сам и оцени свое решение по этим критериям. Пример метапредметной диагностики
Используемая литература: 1. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н. Толмачёва, Э.И.Шилкунова. – М.: Вита-Пресс, с.: ил.- ISBN Деятельностный подход к переподготовке учителей/ В.А.Львовский, А.В.Морозова, К.Д.Уляшев – М.: некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», с. 3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. – М.: Издательство «Рассказов А.И.», с.:ил. 3. Диагностика учебной успешности в начальной школе/ под. ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. – М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009, 168 с.
ЗАДАНИЕ 1. Познакомиться с материалом книги П.Г.Нежнова по своему предмету. 2. Составить задания трёх уровней на овладение конкретным способом. Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия Существенное отношение / Принцип действия Задачная ситуация Схема действия
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? Обновление содержания (способы деятельности) Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств