© Фокина Лидия Петровна Составил: педагог - психолог Горохова Наталья Анатольевна 2015 Деловая игра для педагогов Работа с одаренными и талантливыми детьми
© Фокина Лидия Петровна «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да, б) нет, они и так хороши, в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень. 2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми? а) да, б) нет, в) в некоторых случаях. 3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей? а) да, б) да при благоприятных обстоятельствах, в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? а) да, наверняка, б) это маловероятно, в) возможно. 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности? а) да, б) часто думаю, что сумею, в) да, часто. 6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а) да, это меня привлекает, б) нет, меня это не привлекает, в) все зависит от востребованности таких людей в обществе
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? а) да, б) удовлетворяюсь тем, что есть, в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы? а) да, б) нет, достаточно знаний передового опыта, в) нет. 9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то….. а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях, б) махнете рукой на затею, в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а) да, б) не совсем легко, в) болезненно. 11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить? а) не всегда, б) при хорошем настроении, в) в основном стараюсь это делать. 12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях? а) да, конечно, б) запоминаю только то, что интересно, в) всегда вспомнить не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации? а) да, без затруднений, б) в некоторых случаях, в) нет. 14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия? а) уклоняетесь от ответа, б) тактично переносите ответ на другое время, в) пытаетесь отвечать. 15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то….. а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы, б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили, в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы а) средний, б) достаточный, в) оригинальный. 17. Во время отдыха Вы предпочитаете…. а) решать проблемы связанные с работой, б) прочитать интересную книгу по проблеме, в) погрузиться в мир любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если…. а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, б) Вы более или менее довольны, в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела. а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла.
РЕЗУЛЬТАТЫ 49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
«ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» - Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения. - Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения Одаренность встречается редко |____________________________________| Все дети являются одаренными |____________________________________|
«РАЗРУШИТЕЛИ ЛЕГЕНД» 1 утверждение: талантам помогать не надо – если талант есть, то он сам пробьется; 2 утверждение : если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь»; 3 утверждение : если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? 4 утверждение : если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения и развития будет решена.
ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО….
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ 1. Интеллектуальная 2. Академическая 3. Творческая 4. Лидерская 5.Художественно- исполнительская 6. Психомоторная (практическая)
Портрет одаренного ребенка Положительные качества Отрицательные качества
СИТУАЦИЯ Давайте представим, что к вам в школу пришел ребенок, имеющий высокий уровень способностей в определенной сфере деятельности. Ваша задача - изобразить модель работы школы, необходимую для развития способностей этого ребенка в любой форме (рисунок, схема, таблица и т.п.) - как мы с этим ребенком будем заниматься в школе
ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» Работа по направлениям: работа на уроке; внеурочная деятельность; работа с родителями; работа психолога.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОГДА?ЗАЧЕМ?ЧТО?КАК? На индивидуальны х занятиях, в кружках, клубах по интересам. С целью формирования интереса к учебе, получение более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий с повышенным уровнем сложности. Предметные кружки- информатика, логика, английский и т.д.
РЕКОМЕДАЦИИ 1. Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности. 2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях). 3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений. 4. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.
РЕКОМЕДАЦИИ 5. Оказание внимания на развитие моральных качеств личности (скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком- либо). 6. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям. 7. Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.
ЖЕЛАЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!
ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ! ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ! ЖЕЛАЮ УДАЧИ!