Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК
Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического и социального характера, взаимосвязанных по срокам, направленная на достижение поставленной государством единой цели и решение проблемы, сбалансированная по финансовым, кадровым и прочим ресурсам.
Разработка госпрограмм осуществляется на основании перечня госпрограмм. Перечень госпрограмм содержит наименования и ответственных исполнителей госпрограмм. Утверждение госпрограмм, предлагаемых к реализации, начинается с очередного бюджетного года, а внесение изменений в ранее утвержденные государственные программы осуществляется в срок до 1 сентября текущего года. Реализация госпрограммы осуществляется в соответствии с планом, разрабатываемым на очередной бюджетный год и плановый период и содержащим перечень мероприятий госпрограммы с указанием этапов (направлений), задач (работ), сроков реализации и ожидаемых результатов их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о затратах из других источников. В процессе реализации госпрограммы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы в целом.
В современных условиях Российской Федерации государственным целевым программам придается большое значение. Вместе с тем ресурсные ограничения являются главным критерием при отборе проблем для программной проработки, что нередко приводит к приоритетности текущих (хотя и важных) проблем над стратегическими. При формировании федерального бюджета утверждается Перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета.
Государственные целевые программы делятся на: - общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды то есть это программы, охватывающие всю территорию государства или значительное количество его регионов, имеют долгосрочный период выполнения и осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти; - другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных областей экономики и административно-территориальных единиц, требующих государственной поддержки.
Все государственные программы распределены по пяти блокам: «Новое качество жизни» (13 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 программ), «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы), «Сбалансированное региональное развитие» (5 программ) и «Эффективное государство» (5 программ), что соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития страны, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2012 года.
К настоящему времени Правительством России утверждено 38 госпрограмм. Полный перечень госпрограмм России содержит 42 государственные программы.
Объем финансового обеспечения реализации госпрограмм: в 2012 году – ,4 млрд. рублей, в 2013 году – ,2 млрд. рублей, в 2014 году – ,6 млрд. рублей, что составляет соответственно 96,3%, 96,7% и 96,8% общего объема затрат федерального бюджета. С 2011 года Министерством экономического развития России формируется новый инструмент программно-целевого планирования социально-экономического развития страны – государственные программы России.
Предпосылки создания госпрограмм: - накопленные за 2000-е годы резервы сыграли свою роль, но уже практически исчерпаны, нарастают риски; - Расходы за 2000-е годы существенно выросли, но без увязки с приоритетами, происходит торг за ресурсы и размывание бюджетной дисциплины; - сохраняются стимулы увеличения бюджетных затрат, не созданы условия для повышении эффективности бюджетных издержек; - стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным планированием, структура и динамика затрат слабо увязаны с целями государственной политики; - отсутствует оценка действия инструментов государственной политики (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования); - планирование программных и не программных издержек, а также капитальных и текущих затрат (за исключением ФЦП) методологически не взаимоувязано.
Информация о расходах федерального бюджета на реализацию государственной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям государственной программы). Расходы на реализацию государственной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам государственной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов, а также по федеральным целевым программам (в целом по каждой федеральной целевой программе). В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.