Проект «Весёлые пальчики» (развитие мелко моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста) Авторы: Войнаровская Л.К. Ибрагимова О.П. МБДОУ ЦРР «Детский сад 243»
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи для педагога: подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр; развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр; для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; развивать речь детей, расширять словарный запас развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка; Задачи для родителей: учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду; создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики. Участники проекта: Воспитатели, дети, родители и др. члены семьи.
Актуальность работы: Заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга); на умственное развитие (развивает психические процессы), но и подготавливает руку ребенка к графомоторным навыкам, рисованию и в дальнейшем к письму.
Предполагаемый результат: Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, развиваются мелко моторные навыки; увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности; Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач: использование пальчиковой гимнастики и мелко моторных игр на занятиях, на прогулке во время досуга детей и т. д. ; информационные листы для родителей; разучивание стихов, потешек; использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как: кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки; прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.) ; клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук; кастаньеты для отстукивания ритма; шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки; игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна; сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей; «моталочки» -верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений; грецкие орехи и шишки, шарики «суджок»; для массажа; крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; сетки для раковины и разноцветные ленточки; «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнито ; макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап: Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Изучение методической литературы по данной теме: Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
II. Основной этап реализации проекта: составление перспективного и календарного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком; диагностики по мелко моторным навыкам; разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики; обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком; включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
III. Заключительный этап Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
План выполнения проекта 1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей. 2. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. 3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. 4. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Как развить пальчики у детей», «Пальчиковый театр дома». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
5. Родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» (мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»: показ правильного выполнения пальчиковых игр). Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр. 6. Семинар-практикум для родителей на тему: «Тестопластика. Лепим дома из соленого теста». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. 7. Консультации на стенде информации: «Пальчиковые игры и гимнастика для рук», «Для чего нужны пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. 8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. 9. Анализ проделанной работы по проекту.