Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде (о ходе выполнения пилотного проекта по переходу на предоставление услуг в электронном виде) Администрация Томской области
Законодательно установленные сроки и этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде В г. по ряду услуг должен быть осуществлен переход на предоставление услуг в электронном виде в объеме 3-4 этапов (в соответствии с региональным Планом перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Томской области) С 1 июля 2011 г. предоставляющие услуги государственные и муниципальные органы не вправе требовать от заявителей документов, которые имеются в распоряжении государственных органов, и осуществления действий и согласований, связанных с обращением в иные органы (п.2,3 статьи 7 ФЗ от ФЗ) 2 До 1 августа 2011 г. должен быть осуществлен переход на предоставление услуг в электронном виде в объеме 3 этапа по 19 приоритетным услугам (распоряжение Правительства РФ от N 1506-р )
Существующая информационно-методическая основа для организации перевода услуг в электронный вид Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, разработанный Минкомсвязи РФ (июль 2010 г.) Методические рекомендации по стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанные Минэкономразвития РФ (октябрь 2010 г.) Технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденные Минкомсвязи РФ ( ) 3 Несмотря на предельны сжатые сроки по переходу на предоставление услуг в электронном виде, установленные федеральным центром, в настоящее время отсутствуют проработанные и проверенные практикой методические и организационные подходы по выполнению поставленных задач. В настоящее время методическую основу перехода составляют следующие документы:
Основные цели реализации пилотного проекта перехода на предоставление услуг в электронном виде в объеме 3-5 этапов на примере одной из государственных (муниципальных) услуг 4 Апробировать на практике созданные элементы инфраструктуры электронного правительства, необходимые для предоставления услуг в электронном виде: - Портал государственных и муниципальных услуг (в объеме функций 3-5 этапов); - Региональная система межведомственного электронного взаимодействия; - Инфраструктура обеспечения юридической значимости электронного взаимодействия (служба «Доверенной третьей стороны») Проработать методические основы перехода на предоставление услуг в электронном виде в Томской области
Результаты работы по стандартизации электронных услуг, выполняемых Минэкономразвития РФ в 2010 г. (разработка единых методических, организационных и технологических подходов к предоставлению государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в электронном виде.) Разработаны проекты стандартов по 5 наиболее проблемным и массовым государственным и муниципальным услугам Запись на прием к врачу Постановка на учет в качестве льготников по ДЛО Запись в детские дошкольные учреждения Запись в общеобразовательные учреждения Предоставление информации об образовательных программах Разработана методология стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде 5 Создан сайт в сети Интернет по вопросам стандартизации электронных услуг ( )
Основные нормативные положения стандарта электронной услуги Основные параметры и целевые показатели услуги Участники административных процедур Учетная модель Электронные сервисы (информационные и операционные) Межсистемные взаимодействия Контроль и внешний учет Информационная безопасность Организационное обеспечение
Стандарт электронной услуги Формирование списка электронных сервисов Информационные сервисы Операционные сервисы Сервисы межведомственного взаимодействия Получение информации о местонахождении и оснащении дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуемых программах, специальных требованиях и возможностях Подача заявления на постановку в очередь на получение места в ДОУ Подтверждение прав заявителя в отношении ребенка в органах ЗАГС или органах опеки Получение информации об очередности в конкретном ДОУ на указанный учебный год в указанной возрастной группе Внесение изменений в заявки на получение места в ДОУ (находящиеся в очереди) Подтверждение прав заявителя на льготы при зачислении ребенка в ДОУ в органах социальной защиты населения Получение информации о ходе рассмотрения документов, включая информацию о документах, которые не предоставлены заявителем Выдача путевки на зачисление в ДОУ (в. т.ч. в электронном виде) 7
Стандарт электронной услуги Формализованное описание административных процедур оказания услуги (например, в нотации BPMN)
Стандарт электронной услуги Учетная модель процесса
Стандарт электронной услуги Описание форм документов в электронном виде
Стандарт электронной услуги Описание Web-сервисов информационных систем
Основные критерии выбора услуги для пилотного проекта: включена в перечень первоочередных услуг по РП РФ 1993-р; имеет возможность развития вплоть до 5 этапа; имеется разработанный проект стандарта электронной услуги; имеется возможность широкого использования результатов пилотного проекта на территории Томской области; наличие и доступность развитой ведомственной автоматизированной информационной системы, пригодной для интеграции с порталом государственных и муниципальных услуг Томской области и СМЭВ; наличие процедур межведомственного взаимодействия, в которых участвуют областные органы исполнительной власти (и которые ведут соответствующие ведомственные учеты в электронной форме ). 12 Услуга «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» Участники пилотного проекта МО «Шегарский район» ЗАТО «Северск»
3 этап перехода: Через Портал государственных и муниципальных услуг ТО заявитель направляет электронное заявление (без подтверждения ЭЦП); Электронное заявление автоматически регистрируется в ведомственной информационной системе «Комплектование ДОУ» в уполномоченном органе муниципалитета; Если нет явных нарушений в представленных заявителем сведениях – ребенок ставится в очередь на зачисление в ДОУ без учета льгот, требующих подтверждения; Имеющиеся льготы подтверждаются заявителем в очном порядке – после этого очередник переходит в льготную категорию очереди; До начала комплектования ДОУ заявителю необходимо подтвердить все представленные в электронном заявлении данные, требующие подтверждения; Информация об очередности в конкретном ДОУ на указанный учебный год в указанной возрастной группе доступна на Портале через публичный информационный сервис. Типовые схемы реализации пилотной услуги по этапам перехода
4-5 этапы перехода: Заявитель направляет электронное заявление через Портал (с подписанием ЭЦП), заявление автоматически регистрируется в ведомственной АИС; Если нет нарушений в представленных заявителем сведениях – очередник ставится на учет; Указанные в заявлении льготы подтверждаются с использованием электронных сервисов межведомственного электронного взаимодействия в уполномоченных государственных органах; Указанные в заявлении сведения о ребенке и права заявителя в отношении ребенка подтверждаются с использованием электронных сервисов межведомственного электронного взаимодействия в органах ЗАГС и/или органах опеки (после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство); Информация о ходе рассмотрения заявления доводится до заявителя через «Личный кабинет» на Портале и по электронной почте; Если позволяет регламент предоставления услуги, при комплектовании заявитель самостоятельно выбирает ДОУ через Портал в соответствии с очередностью и имеющимися вакансиями; Информация о результатах комплектования доводится до заявителя через «Личный кабинет» на Портале и по электронной почте. Типовые схемы реализации пилотной услуги по этапам перехода
Основные участники предоставления услуги Инфраструктура электронного правительства ОМС, ответственный за комплектование ДОУ Инфраструктура «цифрового доверия» портал госуслуг Заявитель МФЦ ЦТО Интернет Реестры государственных услуг (функций) и реестры муниципальных функций (услуг) Уполномоченный орган по ведению реестра услуг (Оператор Реестра) Региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) ИКТ-инфраструктура АИС «Комплектование ДОУ» Подсистема учета хода оказания услуг Орган социальной защиты населения – Участник процесса АИС ОСЗН Орган ЗАГС – Участник процесса АИС «ЗАГС»
Информационные системы АИС Портал ГиМУ ТО АИС «Комплектование ДОУ»
Портал государственных и муниципальных услуг: информационные сервисы Сервисы публичного информирования: например, сведения об очередности в дошкольные образовательные учреждения
Портал государственных и муниципальных услуг: информационные сервисы Сервисы персонализированного информирования: например, сведения об очередности дошкольные образовательные учреждения
Портал государственных и муниципальных услуг: операционные сервисы Сервисы приёма заявления на предоставление услуги: например, сервис приёма заявления о постановке на учет и зачислении ребенка в дошкольное учреждение
Портал государственных и муниципальных услуг: операционные сервисы Сервисы приёма заявления на предоставление услуги: например, сервис приёма заявления о постановке на учет и зачислении ребенка в дошкольное учреждение
Ведомственная учетная информационная система: АИС «Комплектование ДОУ» Операции при электронной форме предоставления услуги: В очереди заданий АИС «Комплектование ДОУ» сотрудник уполномоченного органа по данной услуге видит поступившее заявление в статусе «Заявление ожидает рассмотрения»
Ведомственная учетная информационная система: АИС «Комплектование ДОУ» Операции при электронной форме предоставления услуги: Сотрудник занкомится с информацией, представленной в заявке и принимает решение: отменить заявку или поставить в очередь (в случае электронного заявления - временно, до представления подтверждающих документов)
Ведомственная учетная информационная система: АИС «Комплектование ДОУ» Операции при электронной форме предоставления услуги: информация о принятом решении и выполненной учетной операции фиксируется в журнале юридически значимых событий и передается в учетную подсистему портала для отображения в личном кабинете заявителя
Портал государственных и муниципальных услуг: операционные сервисы Сервис предоставления информации о текущем состоянии предоставления услуги: в личном кабинете заявитель может наблюдать состояние рассмотрения его заявки, текущий результат оказания услуги
Ведомственная учетная информационная система: АИС «Комплектование ДОУ» Операции при электронной форме предоставления услуги: при выполнении в АИС учетных операций в соответствии с административным регламентом, все события отражаются в журнале ЮЗС и на портале в личном кабинете заявителя
Портал государственных и муниципальных услуг: операционные сервисы Сервис предоставления информации о текущем состоянии предоставления услуги: в личном кабинете заявитель может наблюдает состояние рассмотрения его заявки (например, по заявке ЦГЯ , текущее состояние исполнения - «Выдана путевка» )
Текущие результаты пилотного проекта Внедрение ведомственной АИС - В МО «Шегарский район» внедрена ведомственная АИС «Комплектование ДОУ». Обучены пользователи АИС, осуществлен ввод данных по ДОУ и текущей очередности. - В ЗАТО Северск требуется доработка (адаптация) АИС к местной специфике. Уточнена постановка задачи специалистами ЗАТО, ведется доработка ПО АИС «Комплектование ДОУ». Внедрение электронных процедур - Разработана электронная форма приема заявлений на портале. - Разработана технология автоматического приема заявлений в АИС «Комплектования ДОУ», поступающих с портала. - Разработана технология отслеживания хода предоставления услуги заявителем в «Личном кабинете» портала, через и SMS на основе информации о статусе заявления из учетной подсистемы АИС «Комплектование ДОУ» Организационные механизмы проекта - Разработан и находится на согласовании проект плана мероприятий по реализации пилотного проекта перехода на предоставление услуги в электронном виде.
Имеющиеся проблемы при реализации проекта Организационные проблемы - отсутствует лигитимная организационная форма выполнения данного межведомственного проекта, в котором участвуют муниципальные структуры и областные ведомства Правовые проблемы - Отсутствуют правовые основания получения органами управления образованием муниципалитета подтверждающей информации из органов ЗАГС, необходимой для возможности предоставления гражданам услуги без необходимости личного посещения для предъявления подтверждающих документов Технологические проблемы - Отсутствует инфраструктура и правовая основа универсальной электронной карты (УЭК), при помощи которой должна происходить аутентификация заявителя на портале, подписание ЭЦП подаваемых им электронных документов и подтверждение личности заявителя Экономические проблемы - низкая доступность для заявителей традиционных средств криптографии и ЭЦП из-за их высокой рыночной стоимости, (которые бы могли выступить в качестве легитимных инструментов, способных заместить УЭК на переходный период внедрения УЭК)
Планируемые дальнейшие действия по реализации проекта Организационные мероприятия - создание на уровне муниципалитета, участвующего в пилотном проекте, межведомственной рабочей группы и утверждение плана мероприятий по реализации пилотного проекта Мероприятия по созданию правовых механизмов - доработка (адаптация) проекта стандарта по электронной услуге, разработанного Минэкономразвития РФ, и его утверждение (межведомственная рабочая группа); - доработка административного регламента предоставления услуги (муниципалитет); Технологические мероприятия - интеграция технологии предоставления услуги в электронном виде с инфраструктурой электронного правительства (ДТС, РСМЭВ) - внедрение электронных процедур межведомственного информационного взаимодействия со смежными ведомствами, являющихся источником необходимой информации: – органы социальной защиты населения (региональная СМЭВ) – органы ЗАГС (региональная СМЭВ) – федеральная органы (единая СМЭВ, ОАО «Ростелеком»)