Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486
Профессиональные деформации педагога – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования, а также нарушения в эмоционально- волевой сфере. Одной из форм профессиональной деформации является профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии профессиональной деформации педагога (К.Маслач) 1.Эмоциональное истощение это снижение эмоционального фона. 2.Деперсонализация это циничное отношение к труду и объектам своего труда. 3.Редукция личных достижений это утрата профессиональных ценностей.
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
1.Фаза напряжения Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» Симптом «неудовлетворенности собой» Симптом «загнанности в клетку» Симптом «тревоги и депрессии»
2. Фаза резистенции Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» Симптом «эмоционально – нравственный дезориентации» Симптом «расширения сферы экономии эмоций» Симптом «редукции профессиональных обязанностей»
3.Фазаистощения Симптом «эмоционального дефицита» Симптом «эмоциональной отстранённости» Симптом «личностной отстранённости, или деперсонализации» Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»
Саморегуляция Саморегуляция Саморегуляция (в переводе с латинского – «приводить в порядок», «налаживать») – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы и способы саморегуляции: Приемы и способы саморегуляции: 1. Метод произвольного самовнушения. 2. Аутотренинг. 3. Релаксация. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Визуализация.
Группы факторов «эмоционального выгорания» Внешние факторы : специфика профессиональной педагогической деятельности; организационный фактор. Внутренние факторы: коммуникативный фактор; ролевой и личностный фактор (индивидуальный).
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов 1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов 2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов 3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов. Организация работы творческих групп.
Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов 4. Творчество – один из наиболее продуктивных и ненавязчивых способов профилактики профессионального выгорания
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания" Эмоциональное общение. Использование "тайм-аутов". Овладение умениями и навыками саморегуляции. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Избегание ненужной конкуренции. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Поддержание хорошей спортивной формы. Творческий подход к профессиональной деятельности (инновации).
Благодарим за внимание!