Формирование универсальных учебных действий.
Школа должна ребёнка: «научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»
Универсальные учебные действия – означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1.Личностный. 2.Регулятивный. 3.Познавательный. 4.Коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия - - обеспечивают: -умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами -знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные универсальные учебные действия включают - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиск -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач -определение основной и второстепенной информации; -свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; -постановка и формулирование проблемы, - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные УУД обеспечивают: - организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: - Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; -планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; -прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.