Организационно-управленческая структура. Классификация организационно-управленческих структур Иванова Екатерина гр.Г-214
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ)определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяют следующие элементы Звенья (отделы) Уровни (ступени) управления Связи - горизонтальные и вертикальные
Пирамидальная структура управления организацией (пример) Президент Вице-президент Директора служб Начальники цехов Старшие мастера Бригадиры.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Основными инструментами формирования организационной структуры управления предприятия являются : Анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания; Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия; Создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования; Разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
Сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства На стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация
Основными направлениями совершенствования организационных структур управления являются : Децентрализация производственных и сбытовых операций; Нововведенческая экономия, поиск новых рынков, диверсификация операций; Систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала; Переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления; Превращение пирамидальных ОСУ в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководством и непосредственными исполнителями; Отказ от использования административных рычагов координации и контроля. Предоставление руководству самых широких полномочий в решениях.
Спасибо за внимание