Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ « Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО »
Воспитание относится к важнейшей социальной функции системы образования Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) – Раздел III, пункт Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей «Разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики».
ВОСПИТАНИЕ Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ Это первый документ подобного формата и значения, который утвержден решением Правительства РФ - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р Стратегия формирует мощную систему противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам в сфере современного детства.
ВОСПИТАНИЕ Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ Современные дети – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Дети не только будущее. Они настоящее, открытое к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, живущих по другим принципам и говорящим на языке требований и запретов.
ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации; сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций; обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
В положениях Стратегии раскрываются сущностные характеристики воспитания, его основы и приоритеты государственной политики в области воспитания детей с учётом нормативно-правовой базы всех включённых в процесс социальных институтов воспитания.
Приоритеты государственной политики в области воспитания воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям; формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности; воспитание языковой культуры детей;
Приоритеты государственной политики в области воспитания обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.) развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале. Таким идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий и трудолюбивый человек – гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций Гражданское и патриотическое воспитание; Духовно-нравственное развитие; Приобщение детей к культурному наследию; Физическое развитие и культура здоровья; Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Экологическое воспитание.
СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности.
РЕБЁНОК КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ Стратегия воспитания исходит из объективной оценки ребёнка как полноправного субъекта взаимоотношений со взрослыми в динамично меняющимся мире.
Для меня счастье – это когда у тебя все хорошо, у всех все отлично! Все здоровы, веселые, не грустят и не ссорятся. Ключникова Милана, г. Новосибирск
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ИДЕЯ СТРАТЕГИИ – плодотворное сотрудничество всех заинтересованных сторон, субъектов воспитания (государство, семья, организации образования, науки, культуры, спорта; детские и юношеские общественные объединения; традиционные религиозные и общественные организации; бизнес- структуры; средства массовой информации).
ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ Методология воспитания, закреплённая в стратегии, содержит духовно- нравственное основание и общепризнанные ценности, такие как Родина, гражданственность, патриотизм, культура, наука, социальная справедливость, инновационное развитие.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ Модернизация социального института воспитания, формируемая Стратегией, обосновывает переход от ведомственной стратегии к взаимодействию социальных институтов воспитания, обеспечение условий для формирования траектории жизненного самоопределения детей, совместной деятельности семьи и образовательных организаций, активное включение гражданского общества в систему государственного общественного контроля эффективности воспитательной деятельности.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВОСПИТАНИЕ Содержательная роль в Стратегии отводится деятельности общественных объединений, содействующих воспитательному процессу, мотивации ребёнка к участию в решении задач, затрагивающих, его права и интересы разработке и внедрению системы государственно-частного партнёрства в сфере воспитания детей.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Механизмы реализации Стратегии (правовые, организационно- управленческие, кадровые, научно- методические, финансово-экономические, информационные) направлены на осознание российским обществом высокого статуса воспитания, укрепление российской идентичности, устойчивости и сплочённости российского общества.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Контакты: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Москва, ул.Макаренко, д. 5/16, тел. (495) ; (495) mailto: