Нормативная база по противодействию курению
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТАБАЧНОГО ДЫМА УВЕЛИЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ТАБАК СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА КООРДИНАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗАПРЕТ НА ПРОДАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТ НИМ ЗАПРЕТ НА РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСИРОВАНИЕ; РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАМЕТНЫХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ НА УПАКОВКАХ БОРЬБА С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ ТАБАКА 2 «Болезни, связанные с табаком, являются одной из самых больших опасностей для здоровья людей, когда-либо угрожавших миру. Примерно каждые шесть секунд от болезней, связанных с табаком, умирает один человек, что равнозначно почти шести миллионам человек в год. По прогнозам, к 2030 году это число превысит восемь миллионов человек...табак является самой серьезной отдельно взятой причиной заболевания раком в мире и ведущей причиной предотвращаемых случаев смерти. Ежегодно 8,2 миллиона человек умирают от рака; по крайней мере 1,6 миллиона или 20% этих случаев смерти связаны с табаком. В текущем году в общей сложности умрут более 6 миллионов человек от болезней, связанных с табаком, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, хронических болезней легких и рака». Д-р Вера Луиза да Коста э Сильва, Руководитель Секретариата Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака: РКБТ ВОЗ (с 2005 г.) 180 сторон представляет собой свод юридически обязательных положений, основанных на фактических данных, который устанавливает план действий для успешной борьбы против табака во всем мире Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ)
ЗАПРЕТ КУРЕНИЯ В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗАКОНОМ ЦЕНОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ЗАПРЕТ ОТКРЫТОЙ ВЫКЛАДКИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В МЕСТАХ ПРОДАЖ ЗАПРЕТ ПРОДАЖИ ТАБАКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ИНФОРМИРОВАНИЕ О ВРЕДНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТАБАЧНОГО ДЫМА ЗАПРЕТ РЕКЛАМИРОВАНИЯ И СПОНСОРСТВА ТАБАКА ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОТКАЗУ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛИ ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ Соответствуют основным положениям РКБТ ВОЗ Нормативно-правовые акты РФ, направленные на противодействие курению Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на годы, утверждена Правительством РФ от 23 сентября 2010 г р. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Приказ Минздрава России 338 от 30 мая 2013 г. «О соблюдении норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях». Приказ Минздрава России 677 от 30 сентября 2013 г. «Об утверждении информационно- коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года». Приказ Минстроя России N 756/пр, Минздрава России N 786 н от "О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака». 3
4 Подпрограммы: 1. «Комплексные меры по ограничению потребления табака и алкоголя в Тюменской области на годы». 2. «Формирование культуры здорового питания населения Тюменской области на годы». 3. «Повышение уровня физической активности населения Тюменской области на годы». 4. «Выявление и профилактика факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Тюменской области на годы». 5. «Профилактика вредных привычек, формирование основ здорового образа жизни, рационализация питания среди детей и подростков в Тюменской области на годы».
Подпрограмма 1 «Комплексные меры по ограничению потребления табака и алкоголя в Тюменской области на годы» Цель: снижение уровня распространенности потребления табака и алкоголя среди населения Тюменской области Совершенствование механизмов исполнения действующего федерального законодательства об ограничении потребления табака в целях создания благоприятной общественной среды для отказа от курения и ограничения потребления табака. Повышение информированности населения о вреде активного и пассивного потребления табака, о злоупотреблении алкоголем и о способах их преодоления. Формирование в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака и чрезмерного потребления алкоголя в обществе. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров, педагогов, психологов для обеспечения помощи в профилактике и прекращении потребления табака, а так же отказе от злоупотребления алкогольной продукцией населением. Внедрение программ борьбы с табакокурением и злоупотреблением алкоголем, лечения табачной зависимости в региональную систему здравоохранения и создание налаженной службы помощи в преодолении потребления табака в системе здравоохранения. 5
6 Опрос взрослого населения Тюменской области об отношении к табакокурению
Стаж курения респондентов «Курите ли Вы?» 7 «Если Вы курите, то сколько сигарет в день?»«Хотели бы Вы бросить курить?» Соотношение ответов респондентов на вопросы (%)
«Какие методы борьбы с табакокурением Вы считаете действенными?» (%) «Ваше отношение к Федеральному закону 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»?» (%)
Наличие заболеваний в анамнезе респондентов (%) 9
возраст от 30 до 50 лет; имеет средне специальное образование; курит от 5 до 30 лет; курит сигарет в день; как житель города, так и сельской местности. возраст от 30 до 50 лет; имеет средне специальное образование; курит от 1 до 20 лет (2014 г. –5 -10 лет); курит до 10 сигарет в день; проживает преимущественно в городе. «Портрет курящей женщины»«Портрет курящего мужчины» Общие характеристики курящих респондентов хотя бы один член семьи тоже курит в 66,7% случаев (2014 г. – 52%) в 72,7% случаев (2014 г. - 84,9%) рост числа курящих, которые хотели бы бросить курить на 19,9% 2015 г. - 72,7% (2014 г. –52,8%) на 20% 2015 г. - 70% (2014 г. – 50%) 10
- сокращается число курящих и увеличивается некурящих и бросивших курить, в первую очередь среди мужского населения; - уменьшается среднее количество выкуренных сигарет в день курящими; - отмечается рост числа курящих, которые хотели бы бросить курить; - 2/3 респондентов полностью поддерживают ФЗ от г. 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». - отягощающим фактором среди курящих респондентов остается внутрисемейное влияние; - влияние вторичного табачного дыма на развитие неинфекционных заболеваний. Положительные моменты:Проблемные вопросы: -необходимо предотвратить начало курения; -способствовать прекращению курения среди курящих,; -оградить некурящие население от вторичного воздействия табака, обеспечивая среду, свободную от табачного дыма. Пути решения: 11
12 Приказ Минстроя России N 756/пр, Минздрава России N 786 н от г. "О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака" Новые требования к местам для курения (вступили в силу г.) места на открытом воздухе для курения табака изолированные помещения для курения табака - знак «Место для курения», - пепельницы, - искусственное освещение (в темное время суток), - информационные материалы о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. - знак «Место для курения», - пепельницы, - искусственное освещение, - приточно-вытяжная система вентиляции, - огнетушитель, - дверь или аналогичное устройство, препятствующие проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения», - информационные материалы о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. п. 3. В процессе потребления табачных изделий специальные места на открытом воздухе для курения табака и изолированные помещения для курения табака должны соответствовать Сан ПиН "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест«.