Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной.
Advertisements

2 Сопоставление образов Иисуса Христа и Иешуа Га-Ноцри.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Образец подзаголовка М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Шабеллова Валерия 11 «А»
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
«Каждому будет дано по его вере» Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер Маргарита». Тема совести в романе.
1 Как различить добро и зло?. 2 « Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Ад и рай в небесах»,- утверждают ханжи. Я в себя заглянул, убедился во лжи: Ад и рай – не круги в садах мирозданья. Ад и рай – это две половинки души.
Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней.
Урок-исследование значительно повышает интерес школьников к предмету, к книге, способствует формированию навыка вдумчивого медленного чтения художественного.
Урок: Синквейн по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно, писатель все равно скажет то, что хочет сказать...
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.
Транксрипт:

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Теоретический семинар

Отрывок из сочинения Определить конец цитаты. Ответить на вопрос: что это – плагиат или творческая обработка художественного текста.

Гипотеза Булгакову присуще ассоциативное мышление; Писатель «вбирает» весь опыт мировой культуры (философские, религиозные, литературные, музыкальные, живописные, театральные традиции); «Присваивает» его собственному сознанию. Булгакову присуще ассоциативное мышление; Писатель «вбирает» весь опыт мировой культуры (философские, религиозные, литературные, музыкальные, живописные, театральные традиции); «Присваивает» его собственному сознанию.

Задачи Выявить реминисценции и аллюзии из известных произведений различных видов искусства; Понять, с какой целью использует их Булгаков в каждом конкретном случае; Определить особенности жанра «Мастера и Маргариты». Выявить реминисценции и аллюзии из известных произведений различных видов искусства; Понять, с какой целью использует их Булгаков в каждом конкретном случае; Определить особенности жанра «Мастера и Маргариты».

Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри

«Ершалаимские» главы сохраняют лишь внешнее подобие евангельских эпизодов; Судьба Иешуа Га-Ноцри противоположна судьбе Иисуса из Назарета;

Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри Булгаковский герой изображен не «сыном божьим», а отважным и сострадательным человеком; Действия храмовых служителей были направлены не столько против Иешуа, сколько против Понтия Пилата как римского наместника;

Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри Идею божественного предопределения Булгаков заменил абсолютно земной идеей власти социальных сил; Полемика Булгакова с ортодоксальным христианством нацелена на то, чтобы прославить человека как высшую жизненную ценность.

Тест на ассоциативное мышление Иешуа на кресте

«Фаустовская тема» в романе: Мастер и Фауст, Маргарита и Гретхен Перекличка с «Фаустом» Гете пронизывает все действие романа М.А.Булгакова;

«Фаустовская тема» в романе: Мастер и Фауст, Маргарита и Гретхен Главную смысловую нагрузку в романе несут детали, кажущиеся малозначительными; Булгаков ввел приметы «Фауста», чтобы оспорить этику Гете;

«Фаустовская тема» в романе: Мастер и Фауст, Маргарита и Гретхен Маргарита Булгакова – это не Гретхен Гете, а прекрасная Елена;

«Фаустовская тема» в романе: Мастер и Фауст, Маргарита и Гретхен Проблема отношения к творческой деятельности – это основное направление полемики Булгакова с Гете;

«Фаустовская тема» в романе: Мастер и Фауст, Маргарита и Гретхен верность в любви и преданность творчеству. верность в любви и преданность творчеству. «Фаустовская тема» позволяет подчеркнуть центральные идеи романа М.А.Булгакова:

Тест на ассоциативное мышление Найдите параллели в романе Булгакова: Эдгар По «Никогда не закладывай дьяволу свою голову» Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» А.Грин «Фанданго»

«Фаустовская тема» в романе: заключал ли Мастер сделку с дьяволом? «Фаустовская тема» дана Булгаковым в ее оперном варианте Но несколько шире, чем тема только оперы Гуно «Фауст»;

«Фаустовская тема» в романе: заключал ли Мастер сделку с дьяволом? Образ сатаны в романе отличается от традиционного; Финал романа свидетельствует о ключевой роли «фаустовской темы» в понимании посмертной судьбы Мастера; Образ сатаны в романе отличается от традиционного; Финал романа свидетельствует о ключевой роли «фаустовской темы» в понимании посмертной судьбы Мастера;

«Фаустовская тема» в романе: заключал ли Мастер сделку с дьяволом? Герой «не заслужил света», но «заслужил покой»; Образ вечного приюта отражает мотив сделки с дьяволом; Герой «не заслужил света», но «заслужил покой»; Образ вечного приюта отражает мотив сделки с дьяволом;

«Фаустовская тема» в романе: заключал ли Мастер сделку с дьяволом? Используя традицию, Булгаков выстраивает собственную «фаустовскую тему» и собственную этику.

Предварительные выводы Булгаков полемизирует на равных и с художественной, и с вероисповедальной литературой. В результате полемики выстраивается многомерная художественная концепция самого Булгакова. Произведение приобретает философский подтекст. Складывается мнение об уникальности жанра этой книги.

«Сатана там правит бал». Сатирическое изображение современности

Через весь роман проходит мотив «бесовства» в различных его вариациях; Мотив «бесовства» тесно связан с судьбой Берлиоза; Безверие Берлиоза – основная черта его личности; Мотив «бесовства» тесно связан с судьбой Берлиоза; Безверие Берлиоза – основная черта его личности;

«Сатана там правит бал». Сатирическое изображение современности Безверие, царящее в обществе берлиозов, способствует торжеству зла над добром (судьба Иешуа и Мастера); Мотив «бесовства» вскрывает негативное отношение автора к современному обществу.

Тест на ассоциативное мышление Очищающий огонь

Тест на ассоциативное мышление Пожары в Москве

Почему Берлиоз назван Берлиозом. Музыкальные ассоциации в романе Музыкальные ассоциации входят в структуру романа; Булгаков провел параллель между своим героем и композитором Гектором Берлиозом, автором «фантастической симфонии»; Музыкальные ассоциации входят в структуру романа; Булгаков провел параллель между своим героем и композитором Гектором Берлиозом, автором «фантастической симфонии»;

Почему Берлиоз назван Берлиозом. Музыкальные ассоциации в романе Сюжет симфонии раскрывает мысль о губительной силе любви; Булгаков оспаривает художественную концепцию «фантастической симфонии» Г.Берлиоза; Сюжет симфонии раскрывает мысль о губительной силе любви; Булгаков оспаривает художественную концепцию «фантастической симфонии» Г.Берлиоза;

Почему Берлиоз назван Берлиозом. Музыкальные ассоциации в романе Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины. «Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о бесовских чарах; Булгаковская Маргарита – это символ идеальной женщины. «Ведьмачество» Маргариты разрушает традиционное представление о бесовских чарах;

Почему Берлиоз назван Берлиозом. Музыкальные ассоциации в романе Мотив «бесовства» (в его музыкальном сопровождении) усиливает тему всепоглощающей любви как одного из самых прекрасных и естественных человеческих чувств. Мотив «бесовства» (в его музыкальном сопровождении) усиливает тему всепоглощающей любви как одного из самых прекрасных и естественных человеческих чувств.

Тест на ассоциативное мышление «Странная» туча

Тест на ассоциативное мышление Сцена грозы

Тест на ассоциативное мышление Лунная дорога

Тест на ассоциативное мышление Лунное наводнение

Зеркальная композиция

Мотив разбитого стекла

Зеркальная композиция

Пассион И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «ершалаимские» главы романа «Страсти по Матфею» - вершина вокально- драматической музыки И.С.Баха; Роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га- Ноцри – это «роман-пассион»; Ассоциации с именем Баха – основа возвышенно-трагического настроения «ершалаимских» глав;

Пассион И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «ершалаимские» главы романа Пародийный аспект пассиона, связанный с «московскими» главами, представляет собой контраст основному пассиону; Параллель между романом Мастера и Пассионами Баха раскрывает возвышенно-трагическое содержание романа и бессмертие идей, высказанных в «евангелии от Булгакова».

Выводы Наша гипотеза об ассоциативном мышлении Булгакова и предварительные выводы подтвердились. Роман "Мастер и Маргарита" - двойной роман, что выводит его за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

Выводы Это философское произведение – прежде всего по внутренней полемичности художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции… Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи. Такие рукописи действительно не горят!..

Домашнее задание Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем. или Написать реферат (исследовательскую работу) в рамках темы урока. или Написать эссе, ответив на основополагающий вопрос темы.