Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник
Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Как Жилин и Костылин попали в плен? Могли они избежать этого?
Чем различалось поведение офицеров в плену? Назовите ключевые слова.
ЖИЛИН «с ними что робеть, то хуже» «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!» «Больше пятисот рублей не дам. А убьёте, - ничего не возьмёте» «…скажи ты ему, чтоб он нас кормил хорошо, одел – обул как следует, чтоб держал вместе, - нам веселей будет, и чтоб колодку снял» « А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что- нибудь рукодельничает»
«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит» КОСТЫЛИН
Какое условие поставили татары пленным? Как и почему поступил Жилин? «Где, - думает, - матери столько денег взять, за меня заплатить? И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться вконец; Бог даст – и сам выберусь»
Чем Жилин завоевал расположение татар?
Кто и почему испытывает к Жилину острую неприязнь? Прочтите портрет старика (стр. 281). Какие изобразительно – выразительные средства использует автор при создании этого образа? Какова роль портрета?
Почему Дина решила помочь Жилину? Чем ей это грозило?
Сравнение характеров Жилина и Костылина Жилин От «жила» - прочное окончание мышц; жилистый, выносливый, двужильный, сильный Костылин От «костыль» - палка для хромых, бессильных
Сравнение характеров Жилина и Костылина I. Интерес Л.Н.Толстого к психологии двух героев. II. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 1. Говорящие фамилии героев. 2. Как проявляется характер героев во время пленения? 3. В чём отличие в поведении героев в плену у татар? 4. Как относятся другие герои к Жилину и Костылину? Почему?
Сравнение характеров Жилина и Костылина 5. Как Жилин относится к товарищу? В каких поступках это выражается? 6. Как проявляется характер героев во время побега? III. Вывод. В чём смысл сравнения Жилина и Костылина в рассказе? Отношение автора к героям. Ваше отношение к офицерам.
Какова идея рассказа? В чём смысл сравнения двух офицеров? Мужественный человек, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров. Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого. Противопоставление - показывает, что при одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой- трусом.
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь в плен попали два офицера? Уже в названии заложено противопоставление двух героев. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по- настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Композиция рассказа Экспозиция: Завязка: Развитие действия Кульминация: Развязка: События 19 века, война с горцами, знакомство с героями. Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Пленение, пребывание в плену, 1 побег. Второй побег. Жилин оказывается в своей крепости.
Домашнее задание К Подготовиться к сочинению К Читать по учебнику стр , пересказывать (термины записать в тетрадь)