Оценка и отметка: виды и функции Составлена: замдиректора по УВР Катасоновой С.И.
Оценка или отметка «Тот, кого я учу, - это прежде всего живой человек, ребенок и только потом – ученик. Оценка, которую я ставлю ему, - это не только измеритель его знаний, но, и прежде всего мое отношение к нему как к человеку». Сухомлинский В.А.
Терминологический словарь Оценивать – устанавливать степень, уровень, качество чего-либо. В педагогике – взаимодействие педагога с учащимися, в результате которого появляется отметка либо оценка, или и то и другое. Оценивать – устанавливать степень, уровень, качество чего-либо. В педагогике – взаимодействие педагога с учащимися, в результате которого появляется отметка либо оценка, или и то и другое. Отметка – цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников. Это обозначение знаний учащихся. Отметка – цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников. Это обозначение знаний учащихся. Оценка – мнение об уровне, значении чего-нибудь. В узком смысле это вербальная или невербальная реакция учителя, которыми он оценивает деятельность учеников. В широком смысле – отметка и сопровождающие ее ситуативные оценки. Оценка – мнение об уровне, значении чего-нибудь. В узком смысле это вербальная или невербальная реакция учителя, которыми он оценивает деятельность учеников. В широком смысле – отметка и сопровождающие ее ситуативные оценки.
Классификация ситуативных оценок Парциальные (ситуативные) оценки Положительные оценки: Согласие Одобрение Ободрение Отрицательные оценки: Замечание Порицание Отрицание Упрек Угроза Нотация Неопределенные оценки: «Спасибо, садись» «Возможно»
Виды оценок и их функции
Оценка состояния – оценка, позволяющая сравнить знания, умения и навыки ученика с нормативами и со знаниями, умениями и навыками других учеников. Оценка развития – оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния знаний, умений и навыков ученика в сравнении с их прежним состоянием. Оценка состояния – оценка, позволяющая сравнить знания, умения и навыки ученика с нормативами и со знаниями, умениями и навыками других учеников. Оценка развития – оценка, выставляемая за позитивное изменение состояния знаний, умений и навыков ученика в сравнении с их прежним состоянием. Что фиксирует Развивающи й эффект Оценка состояния Состояние ребенка Сравнивает детей друг с другом и с нормативами Не стимулирует стремление к развитию Отражает реальные результаты уровня обученности Оценка развития Изменение состояние ребенка Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним Стимулирует стремление к развитию Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей
Вычитательная оценка – это оценка знаний, умений и навыков ученика, предполагающая полное усвоение этих знаний, умений и навыков и не предоставляющая ученику права выбора выполняемого задания Накопительная (кумулятивная) оценка – это оценка знаний, умений и навыков ученика, предполагающая выбор учеником определенного количества заданий из большего количества предлагаемого Что фиксирует Право выбора и учет индивидуальности Вычитательная оценка Пробелы в знаниях, умениях и навыках Не предоставляет ученику права выбора задания и не учитывает его индивидуальность Контролирует весь объем обязательных знаний Накопительная оценка Наличие знаний, умений и навыков Предоставляет ученику права выбора задания и не учитывает его индивидуальность Оставляет без контроля пробелы в знаниях
Статичная – это оценка знаний, умений и навыков ученика, выставляемая один раз и не предполагающая возможности пересдать на более высокий балл. Динамичная оценка – это оценка знаний, умений и навыков ученика, предполагающая возможность пересдачи и повышения оценки. Что фиксирует Развивающий эффект и учет индивидуальности Статичная оценка Состояние ребенка Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика Способствует своевременному продвижению ученика в развитии Динамич- ная оценка Изменения состояния ребенка Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра»
Текущая оценка – оценка, выставляемая ученику за освоение единичного (фрагментарного, элементарного) знания, умения или навыка. Обязательная оценка – оценка, выставляемая ученику обязательно. Добровольная оценка – оценка, выставляемая ученику по желанию или по его просьбе. Оценка базового уровня – оценка знаний умений и навыков ученика, входящих в государственный образовательный стандарт. Оценка повышенного уровня – это оценка знаний умений и навыков ученика, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта.
Функции оценки Диагности- ческая Обуча- ющая Развива- ющая Воспиты- вающая Стимули- рующая К орректи- рующая
Диагностическая функция Измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания Измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания
Обучающая функция Определение, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков Определение, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков
Развивающая функция Определение, насколько присутствует прирост психических операций в определении психических процессов. Определение, насколько присутствует прирост психических операций в определении психических процессов.
Воспитывающая функция Определение, насколько реализуется процесс принятия, стабилизации и устойчивости изучаемого учебного материала, норм контроля Определение, насколько реализуется процесс принятия, стабилизации и устойчивости изучаемого учебного материала, норм контроля
Стимулирующая функция Определяется тем, насколько ученик готовится к каждому уроку, насколько активен во время опроса, насколько сформирована мотивация для занятий предметом Определяется тем, насколько ученик готовится к каждому уроку, насколько активен во время опроса, насколько сформирована мотивация для занятий предметом
Корректирующая функция Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и учителя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и учителя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса
Результаты диагностики учащихся Отношение учащихся к оценке (отметке)