ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Вакорина Людмила Юрьевна Актуальные вопросы обеспечения качественного и доступного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях введения федеральных государственных стандартов образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2 Закон «Об образовании в РФ» об обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность Независимо от того, в какой образовательной организации учится инвалид, ему должны быть созданы специальные условия обучения – как материально-технические, так и кадровые
3 Дети с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся в общеобразовательных организациях общеобразовательных организаций В В отдельных классах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, при общеобразовательных организациях отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам – общее число детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, из них: В инклюзивных классах
4 Инклюзия, коррекционные классы и отдельные образовательные организации: динамика Кол-во детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15% Кол-во коррекционных классов при общеобразовательных школах увеличилось на 3,5% Кол-во отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, сократилось на 3,9%
5 Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования «Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2015 год» (далее – План) утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 22 апреля 2015 г п-П8 План является дорожной картой по решению первоочередных задач и актуальных вопросов обеспечения качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2015 год.
6 Основные направления (разделы Плана) Дополнительные меры по организации образования лиц с ОВЗ и инвалидов Совершенствование законодательства в сфере получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами Подготовка кадров к работе с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ и кадровая политика в образовательных организациях Развитие системы ранней помощи Развитие дистанционного образования детей- инвалидов, обучающихся на дому Дополнительное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов Совершенствование деятельности ПМПК Совершенствование образовательной деятельности в организациях, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ Развитие физической культуры среди инвалидов и лиц с ОВЗ Контроль за исполнением законодательства в сфере образования лиц с ОВЗ
7 ФГОС образования детей с ОВЗ на на на на Приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г утвержден ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, 1599 утвержден ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 февраля 2015 г. приказы прошли государственную регистрацию в Минюсте России. Цель ФГОС - определить необходимые условия получения образования детьми с ОВЗ, разработать примерные образовательные программы, адаптированные для названной категории обучающихся, требования к результатам освоения программ для каждого уровня образования и к итоговым достижениям к моменту завершения школьного образования. На основе стандарта разработаны четыре варианта образовательной программы, в которых увеличивается удельный вес компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при, соответственно, уменьшении удельного веса академического компонента. Реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе ФГОС ОВЗ адаптированных образовательных программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.
8 Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями Для обеспечения поэтапного внедрения ФГОС ОВЗ при Минобрнауки России создана координационная группа и проведено совещание с участием представителей всех субъектов Российской Федерации (апрель 2015 г.) Командой разработчиков из РГПУ им. А.И. Герцена разработаны проекты примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для каждой из категорий обучающихся с ОВЗ, которые в ближайшее время будут размещены для экспертного и общественного обсуждения. Утвержден план введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Для информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ совместно с МИА «Россия сегодня» разработана интерактивная инфографика, адаптированная к широкому кругу пользователей
9 Введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ на на на на Необходимо проведение ряда мероприятий по направлениям: нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ кадровое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ информационного обеспечение введения ФГОС ОВЗ Мероприятия реализуются в соответствии со сроками Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 11 февраля 2015 г. ДЛ-5/07 вн.
10 Письма Минобрнауки России
11 Апробация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями Участвуют на основе конкурсного отбора в рамках ФЦПРО – 24 субъекта РФ, в т. ч.: 17 в инициативном порядке – 7 субсидии из федерального бюджета 291,15 млн руб. Классы: х класса коррекционных и инклюзивных школ Постоянное взаимодействие педагогов и специалистов данных школ с разработчиками ФГОС, внесение корректировок. Продолжение апробации в 2015 г.; общая сумма субсидии пилотным регионам в этом году составит 193,85 млн руб. Сегодня 46 регионов включились в апробацию ФГОС, детей 1, 2 классов обучаются по ФГОС
Интерактивная инфографика на сайте МИА «Россия сегодня»
Интерактивная инфографика на сайте МИА «Россия сегодня»
14 Обучение педагогов (Минобрнауки России) 400 преподавателей всех региональных институтов повышения квалификации по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью специалистов, руководящих и педагогических работников инклюзивных школ 500 руководящих и педагогических работников школ, преподавателей институтов повышения квалификации по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ 1000 специалистов, работающих с детьми раннего возраста с ОВЗ 300 специалистов школ по вопросам образования детей после кохлеарной имплантации 400 специалистов ППМС-центров
15 Сравнительный анализ фактической обеспеченности и потребности в специалистах, осуществляющих сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования
16 Разработка профессиональных стандартов Разработан и утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. 514 н. профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В 12 регионах начата апробация. Разработан проект профессионального стандарта «педагог-дефектолог», (ведущая организация - МГГУ им. А.И. Шолохова)
17 Государственная программа «Доступная среда» на годы 2011 год – 2,5% доступных школ (2 000) 2015 год – 20% доступных школ (9 000) на на на на создание в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной архитектурной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно- двигательного аппарата; реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и рекомендаций ПМПК в части получения образования в общеобразовательной организации.
18 Система ранней помощи Ранняя помощь является неотъемлемой частью создания специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также рисками их возникновения (в соответствии с пп.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
19 Профориентация Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся
20 Совет Минобрнауки РФ по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов Создан для общественного обсуждения планируемых стратегических системных решений в данной сфере и подготовки предложений по вопросам: развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с приоритетами государственной социальной политики; совершенствования нормативной правовой базы и формирования системы оценки качества образования лиц с ОВЗ и инвалидностью; внедрения инновационных технологий и современных форм получения образования указанной категорией обучающихся. Первое заседание Совета состоялось 17 июня 2015 года.
Спасибо за внимание! 8 (499)