Экологическое воспитание в дошкольном образовании
Актуальность проблемы экологического воспитания На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни. экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.
Чему мы должны научить детей в рамках экологического образования в ДОУ: пониманию самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»; пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить); усвоению азов экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни
Принципы дошкольного экологического воспитания Научность Позитивизм Системность Наглядность Безопасность Интеграция Регионализация
Формы Массовые; Групповые Индивидуальные
Массовые формы Работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, Массовые природоохранные праздники; Конференции; Экологические фестивали; Ролевые игры; Работы на участке.
Групповые формы Просмотр познавательных фильмов и презентаций; Экскурсии; Туристические походы по изучению природы; Групповое коллекционирование различных предметов природного происхождения; Проектная деятельность; Экологический практикум.
Индивидуальные формы Изготовление поделок; Рисование; Лепка