А. А. Кононов к. т. н., в. н. с. Федеральный исследовательский центр Информатика и управление РАН П. И. Кулаков инженер Федеральный исследовательский центр Информатика и управление РАН Международная научно - практическая конференция « Современные информационные технологии в профессиональной деятельности » ( СИТ – 2015) 11 ноября 2015 г., г. Москва
Метод оценки критериальных рисков был разработан в Институте системного анализа РАН для целей управления фундаментальной безопасностью. Если под безопасностью принято понимать состояние « без опасностей », то есть защищенности от угроз и рисков, то под фундаментальной безопасностью понимается способность и готовность обеспечить защищенность при любых вызовах и угрозах нарушения безопасности. Метод оценки критериальных рисков позволяет отслеживать и оценивать способность и готовность к отражению всего спектра возможных вызовов и угроз нарушения безопасности, опираясь на системы требований и критериев, выполнение которых и соответствие которым позволяет делать заключение о степени способности и готовности к парированию вызовов и угроз.
Метод оценки критериальных рисков предполагает использование специального программного обеспечения « Риск Менеджер » и « Риск Детектор ». Бесплатный рабочий доступ к текущим экспериментальным версиям этого ПО можно получить на сайте разработчика по адресу :
Все, чему обучается студент или учащийся, интерпретируется, как компетенции, определяющие его конкурентоспособность в той или иной части. При этом под конкурентоспособностью понимается способность справляться с задачами, проблемами и вызовами, которые могут появляться у обучаемого в процессах его последующего образования, в профессиональной деятельности, в жизни в целом. То есть, обучаемый должен сознавать тот факт, что если он не усваивает какую - то часть из преподаваемого материала - его способности в части решения задач и проблем, которые могут возникнуть в его последующем образовании или профессиональной деятельности снижается, поскольку он их решить не сможет, а, следовательно, снижается и его конкурентоспособность.
1. Преподаватель выстраивает структурную модель преподаваемого предмета - структурирует образовательный курс по разделам ( темам ), с помощью ПО « Риск Детектор » создает в базе данных иерархическую модель компетенций, знаний, умений, навыков, определяет значимость каждого раздела и каждого элемента знаний с точки зрения их важности. В дальнейшем эта структурная модель используется каждым учащимся в качестве шаблона, с помощью которого он достраивает из неё свою модель полученных им знаний, умений, компетенций. По темам могут быть в виде комментариев или вложенных файлов прикреплены методические указания, и материалы для изучения и повторения.
При этом обучающиеся могут эти оценки подтверждать, прикрепляя в качестве вложенных файлов, например, написанными ими контрольные работы или эссе по каждой теме. Оценки могут так же выставлять и преподаватели. Оценки выставляются по 100- балльной ( процентной ) шкале, которая при желании может легко привязываться к любой другой, например, пятибалльной.
3) По выставленным оценкам рассчитываются риски некомпетентности ( неспособности, неготовности, незнания способов решения задач ) по каждой теме и всему курсу в целом. 4) По результатам оценивания проводится анализ, как по каждому обучающемуся, так и в целом по всему их составу с целью выявления тем требующих дополнительных усилий по усвоению материала.
Этот метод может использоваться и при самообразовании, в том числе, для поддержки уже приобретенных компетенций с целью снижения рисков их постепенной утраты с течением времени. Возможность агрегирования оценок и анализа « слабых мест » на любом уровне иерархической модели в ПО « Риск Детектор » открывает возможности для детализированного систематического отслеживания результативности учебы в целом по учебному заведению, по всем группам и курсам. Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода оценки критериальных рисков для оценки рисков некомпетентности, когда в качестве критериев используется степень усвоения обучающимися знаний, навыков и умений, может стать хорошим подспорьем в решении задачи повышения качества образования и совершенствования управления образовательными процессами.
Кононов Александр Анатольевич кандидат технических наук по специальности « Управление в социальных и экономических системах » ведущий научный сотрудник лаборатории Информатизация и информационная безопасность Федеральный исследовательский центр Информатика и управление Российской академии наук ( ФИЦ ИУ РАН ) Раб