Перспективные направления международного сотрудничества в области конкурентной политики Л.Е. Давыдова, начальник Управления международного экономического сотрудничества ФАС России III Ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование», организуемая газетой «Ведомости», ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА 27 октября 2011 года, г. Москва
Цели международного сотрудничества ФАС России 2 Реализация международных обязательств РФ в области конкурентной политики. Содействие формированию единых условий конкуренции на пространстве СНГ, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Содействие более эффективному пресечению нарушений конкурентного законодательства, имеющих трансграничный характер. Совершенствование национального конкурентного законодательства и практики его применения на основе передового международного опыта. Адвокатирование конкуренции на международном уровне.
Взаимодействие с международными организациями и интеграционными объединениями 3 ОЭСР Обзор конкурентной политики в РФ в рамках процесса вступления России в ОЭСР представлен одним из первых: октябрь 2009 года – первый раунд, октябрь 2011 года – второй раунд. ЕС Переговорный процесс по согласованию нового базового Соглашения России и ЕС. Меморандум о взаимопонимании в сфере конкуренции (2011 г.). Международная конкурентная сеть (МКС) ФАС России – член Координационного комитета МКС. ФАС России – председатель Рабочей группы МКС по адвокатированию конкуренции. продолжение
Взаимодействие с международными организациями и интеграционными объединениями 4 БРИКС ФАС России инициатор регулярных Международных конференций по конкуренции в формате БРИКС (2009 г. – Казань, 2011 г. – Пекин). АТЭС Проекты: создание системы информационного обмена ведомств в рамках интеграционных объединений; обеспечение недискриминационного доступа к услугам морских портов как фактора, обеспечивающего развитие конкуренции на рынке морских перевозок. продолжение
Взаимодействие с международными организациями и интеграционными объединениями 5 МСАП Председательство в МСАП в течение последних 6 лет. Инициирование совместных расследований антимонопольных органов стран СНГ. ЕЭП Разработка проектов соглашений «конкурентного блока» и документов по их реализации в рамках формирования ЕЭП. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ФАС России член Межправительственной группы экспертов по конкурентному законодательству и политике ЮНКТАД год - представитель ФАС России Председатель 9-ого заседания МГЭ.
Двустороннее сотрудничество 6 Двусторонний договорный портфель - более 20 межправительственных и межведомственных соглашений. Обмен опытом Взаимодействие при расследовании конкретных случаев нарушения а/м законодательства, имеющих трансграничный характер Взаимодействие при расследовании конкретных случаев нарушения а/м законодательства, имеющих трансграничный характер
Предпосылки расширения практического взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами 7 Трансграничная ограничительная практика Интернационали зация рынков Глобализация мировой экономики Транснациональные слияния
Расширение практического взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами 8 Необходимые условия: доверие со стороны конкурентных ведомств- партнеров; авторитет ведомства среди международного конкурентного сообщества, подтвержденный практической деятельностью; наличие соответствующей правовой базы; обеспечение должной степени защиты конфиденциальности предоставляемой в рамках взаимодействия информации
гг. – ФАС России заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве нового типа Содержат механизм взаимодействия, в том числе обмена информацией, при рассмотрении конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства, имеющих трансграничный характер. Соглашения о сотрудничестве с: Комиссией по конкуренции Мексиканских Соединенных Штатов (2010 г.); Конкурентным ведомством Венгерской Республики (2010 г.); Австрийским Федеральным конкурентным ведомством (2011 г.); Генеральным Директоратом по конкуренции Европейской Комиссии (2011 г.).
Соглашения «нового типа» 10 Проведение консультаций по конкретным нарушениям с оказанием наиболее полного содействия. Запрос о предоставлении информации. Взаимный учет интересов при расследовании конкретных нарушений, имеющий трансграничный характер. Координация действий при проведении расследований конкретных нарушений.
Практические шаги по расширению взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами 11 Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств- участников СНГ. Международная рабочая группа по исследованию вопросов ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов и способов его функционирования (Участники: ФАС России, Конкурентные ведомства Австрии, Казахстана и ряда других стран Европы и СНГ). Рабочая группа по актуальным вопросам конкурентного правоприменения БРИКС. Оперативный штаб для практического взаимодействия с зарубежными конкурентными ведомствами. ФАС России.
Механизм взаимодействия на основе «отказа от конфиденциальности» 12 Цель использования Рассмотрение ходатайств или заявлений по программе смягчения, если: у конкретных конкурентных ведомств нет соглашения об обмене конфиденциальной информацией; компания сама заинтересована в скорейшем положительном рассмотрении ее сделки (дела). Преимущества Возможность принятия согласованной позиции конкурентными ведомствами разных стран. Экономия ресурсов конкурентного ведомства. продолжение
Механизм взаимодействия на основе «отказа от конфиденциальности» 13 продолжение Интерес определенных КВ в обсуждении ходатайства или заявления по программе смягчения + Наличие заинтересованности в этом компании Компания направляет в адрес данных КВ письмо об отказе от конфиденциальности, которое обуславливает: обсуждение указанной конфиденциальной информации ТОЛЬКО данными КВ использование указанной конфиденциальной информации ТОЛЬКО при рассмотрении этого дела
Механизм взаимодействия на основе «отказа от конфиденциальности» 14 Переговоры ФАС России и Европейской Комиссии по рассмотрению сделки Sun Microsystems/Oracle (январь 2010 г.) Обусловлено: заинтересованность ФАС России во мнении Европейской Комиссии по данному делу По существу: обсуждены основные подходы по анализу рынка и рассмотрения сделки, а также озабоченности, связанные с сохранением конкуренции на рынках деятельности компаний Результат: Европейская Комиссия направила в ФАС России полный текст вынесенного ею решения по сделке, который учитывался при вынесении решения ФАС России
Адвокатирование конкуренции на международном уровне 15 Позиция ФАС России в Рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств «Всемирного обзора по конкуренции» 2005 год - 38 место 2006 год место 2007 год место 2008 год место 2009 год место 2010 год место Уровень оценки деятельности ведомства по 5-бальной системе - 1,25 звезды в 2005 году, 3 звезды в 2010 году. В годах ФАС России в одном ряду в Рейтинге с конкурентными ведомствами Австрии, Бразилии, Норвегии, Швейцарии и др год - ФАС России номинирована в качестве одного из лучших Конкурентных ведомств Европы (основные конкуренты – Генеральный Директорат по конкуренции Европейской Комиссии и Конкурентное ведомство Франции).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas fasovka & fas_rf (eng)