Эффективный контракт как инструмент управления образовательной организацией г. Ярославль 2015 год МАСТЕР – КЛАСС
Перед образовательными учреждениями поставлена глобальная задача переоценки качества труда своих работников. Каждое учреждение имеет те или иные критерии и показатели эффективности своей деятельности. Именно их и должен достигать трудовой коллектив, что делает неизбежным связь эффективного контракта работника, системы оплаты труда и стимулирующих выплат с теми показателями, по которым будет оцениваться учреждение в целом.
Нормативно – правовая база На Федеральном уровне * Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" * Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на г.г. " * Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 года 459 "Об утверждении порядка предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году" * Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 года 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогически работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность руководителей образовательных организаций" * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" * Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Зарегистрирован в Минюст России от 26 апреля 2010 г. 6999) * Бюджетное послание президента РФ от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в годах" * Распоряжение Правительства РФ от р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы" * Послание Президента РФ Федеральному собранию на 2013 год от 12 декабря 2012 года * Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г.167 н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» * Распоряжение от 30 декабря 2012 г. N 2620-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования стандарт педагога и науки" Профессиональный стандарт педагога. Проект Министерства образования и науки РФ * Распоряжение от 30 апреля 2014 г. N 722-р «О плане мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы направленные на повышение эффективности образования и науки»
Распоряжение от 30 апреля 2014 г. N 722-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы направленные на повышение эффективности образования и науки» совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования; разработку и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт; внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования; информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г.167 н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» Утверждены рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при его введении. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция Условия получения вознаграждения должны быть понятны и не допускать двойного толкования. При поступлении на работу договор заключается с использованием примерной формы, предусмотренной программой. С работником, уже состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. По общему правилу работодатель уведомляет работника о предстоящих изменениях, а также об их причинах в письменной форме не позднее чем за 2 месяца. Дополнительное соглашение рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда.
* Областная целевая программа "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области на годы", утвержденная постановлением Правительства области от п * Приказ департамента образования Ярославской области от /202 "Об организации аттестации педагогических работников". * Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Ярославской области "О внесении изменений в постановление Правительства области от п" * Постановление Правительство Ярославской области от 23 апреля 2013 г п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества образовательных услуг в Ярославской области" * Постановление Правительства области от п " О внесении изменений в постановление Правительства области от п" Приказ департамента образования Ярославской области от /01-03 "Об утверждении порядка оценки эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений /Постановление Правительства области от п «Об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» по повышению эффективности и качества образовательных услуг в Ярославской области» * Приказ департамента образования Ярославской области от /01-03 "Об утверждении показателей эффективности" * Приказ департамента образования Ярославской области от /01-03 "Об утверждении показателей эффективности Г(М)ОУ в сфере образования" Нормативно – правовая база На Региональном уровне
Постановление мэрии г. Ярославля от 4 июля 2011 г. N 1842 "О долгосрочной целевой программе "Обеспечение доступности дошкольного образования в городе Ярославле на годы» * Постановление мэрии г. Ярославля от 27 декабря 2012 г. N 2902 "О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от N 1842» * Приказ 01-05/28 - с изменениями от , «Об утверждении ведомственной целевой Программы функционирования отрасли «Образование» на 2013 год и плановый период годов» Нормативно – правовая база На Муниципальном уровне
Зачастую показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. Требование обеспечить определенный процент от фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты подтолкнуло многие учреждения к, фактически, симулированию стимулирующих выплат. В стимулирующие выплаты включались выплаты регулярного характера, которые никак не были связаны с результатами труда, а также выплаты, назначаемые достаточно субъективно (например, «за высокое качество работы» без расшифровки, в чем именно состоит это высокое качество). Подобные стимулирующие выплаты необходимо исключать из состава стимулирующих.
Структура заработной платы работника Должность Условия работы, отклоняющиеся от нормальных Качество работы Оклад по должности (+ коэффициенты и доплаты) Компенсационные выплаты Стимулирующие выплаты «Гарантированная» часть оплаты труда Не гарантирована работнику
Основные организационно- управленческие мероприятия по внедрению эффективного контракта Установление оптимальной пропорции в фонде заработной платы между базовой и стимулирующей частями, обеспечивающие дифференциацию оплаты труда Установление критериев, показателей периодичности оценки эффективности деятельности; Разработка и внесение изменений в существующие локальные нормативные акты: - коллективный договор - положение об оплате труда работников - дополнительные соглашения к трудовым договорам - другие локальные акты. Утверждение системы нормирования труда; Разработка уточненных и конкретизированных должностных обязанностей
Компенсационные выплаты За работу во вредных и (или) опасных условиях труда За работу в выходные и праздничные дни, в ночное время За работу на условиях совмещения должностей, сверхурочную работу За дополнительные обязанности За выполнение работы в сложных условиях
Компенсационные выплаты выплачиваются при наличии оснований (в зависимости от их конкретного вида), подлежат отмене в случае, если прекращаются основания для их сохранения Выплачиваются по факту работы в определенных условиях, независимо от ее качества
Любую работу, не относящуюся к обычному кругу должностных обязанностей по должности, определяемому в соответствии с ЕКС, (т.е. установленному для всех работников в соответствующей должности), либо в соответствии с должностными инструкциями и иными локальными актами, следует относить к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных
Стимулирующие выплаты Связаны с качеством выполнения работником своих обязанностей Характеризуют результат труда (а не рабочую дисциплину саму по себе) Результат может быть достигнут, а может быть и не достигнут при добросовестной работе
Распределение стимулирующих выплат Балльная или иная система распределения Порядок распределения, в т.ч. участвующие в распределении органы учреждения – определяются в положении (об оплате труда, о стимулирующих выплатах)
Проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе по вопросам введения «эффективного контракта» Создание в образовательной организации комиссии по проведению работы, связанной с введением эффективного контракта педагога Разработка показателей эффективности труда педагогических работников Разработка и внесение изменений в локальные акты учреждения (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и другие) Принятие локальных нормативных актов, связанных с оплатой труда работника, с учетом мнения первичной профсоюзной организации Конкретизация трудовой функции и условий оплаты труда педагогических работников
Подготовка и внесение изменений в трудовые договоры работников Уведомление педагогических работников об изменении определенных условий трудового договора в письменной форме не менее чем за два месяца согласно ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации Работа по введению эффективного контракта должна проводиться в обстановке гласности и обсуждения в трудовом коллективе
Уведомление об изменении условий трудового договора Соглашение о внесении изменений в трудовой договор Положение о выплатах стимулирующего характера педагогическим работникам Положение о комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам Положение по установлению показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников Положение о комиссии по оценке показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников Оценочный лист к положению по установлению критериев и показателей Должностные инструкции ПВТР Коллективный договор Основные нормативные документы, разработанные в процессе введения эффективного контракта
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по оценке показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников ПОЛОЖЕНИЕ по установлению показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
СВОДНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по распределению выплат стимулирующего характера
ПОЛОЖЕНИЕ о выплатах стимулирующего характера работникам
Уведомление об изменении условий трудового договора
Соглашение о внесении изменений в трудовой договор
Барьеры, препятствующие освоению инноваций Отсутствие материальных стимулов Большая учебная нагрузка Слабая информированность о возможных инновациях Отсутствие помощи Разногласия, конфликты в коллективе Плохое здоровье, другие личные причины Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное Убеждение, что эффективно учить можно и по- старому Чувство страха перед отрицательными результатами
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ: 1. Как правило, ожесточеннее всего сопротивляются переменам именно те, кто больше всего в них нуждаются; это касается как отдельных работников или руководителей, так и подразделений и организаций в целом. 2. Часто сопротивление изменениям симптом неверной технологии их осуществления. 3. Пассивное неприятие изменений часто связано с прошлым опытом, люди, уже пережившие массу реорганизаций, которые не принесли пользы, становятся особенно подозрительными.