«Резервы качественного улучшения УВП в детском доме на основе педагогической поддержки»
Возможный результат воспитания: * Система личностных отношений (И.П. Иванов и др.); * позиция личности – социальная, активная жизненная, общественно-активная (Н.А. Дивитовская, Э.Ш. Камалдинова, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Е.В. Титова и др.) * ценностные ориентации (М.Г. Казакина, А.В. Кирьянова и др.); * социальная готовность (А.В. Мудрик); * социальная зрелость (В.И. Журавлев); * направленность личности; * воспитанность и др.
Результативность воспитательной деятельности К ачество воспитательного процесса: * сплочение коллектива; * формирование актива; * появление у детского дома своего лица; * активность воспитанников в процессе подготовки и проведении праздников. Качество показателей результативности воспитания: * успешность обучения; * послушание; * соблюдение социальных норм; * дисциплинированность, определяющая ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.
Результативность воспитательной деятельности * положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности; * обогащение их личного опыта социально и личностно-значимым содержанием; * продуктивность их деятельности, выраженная в соответствующих предметно-практических достижениях;
Ориентиры успешности воспитательной деятельности для воспитателя: * критерии и показатели личностного роста; * проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности; * динамика характера
Педагогика поддержки – деятельность педагога по становлению личностной позиции ребенка, его становлению.
Цель педагогической поддержки - становление в сознании ребенка представления о том, что для приобретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.
Тактики педагогики поддержки: * «защита»; * «защита»; * «помощь»; * «помощь»; * «содействие»; * «содействие»; * «взаимодействие». * «взаимодействие».
Кредо тактики защиты Задача педагога – выстроить такое пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству Задача педагога – выстроить такое пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству
Кредо тактики помощи Задача воспитателя – помочь ребенку убедиться в том, что ребенок может многое с успехом сделать сам, разблокировать собственную активность ребенка, потерявшего веру в себя. Задача воспитателя – помочь ребенку убедиться в том, что ребенок может многое с успехом сделать сам, разблокировать собственную активность ребенка, потерявшего веру в себя.
Кредо тактики содействия Задача педагога – развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным. Задача педагога – развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным. Требование педагога к ребенку – «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!» Требование педагога к ребенку – «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!»
Кредо тактики взаимодействия Педагог создает условия, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей самостоятельности и ответственности. Педагог создает условия, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей самостоятельности и ответственности.
Критерии оценки результативности Группакритериевоценки Критерии процесса Критерии результата Критерии факта (качествен- ная определен- ность) Наличие или отсутствие конкретных признаков, характеризующих целостную определенность процесса, его концептуальные признаки Наличие или отсутствие типологических признаков, характеризующ их целостную определенность субъектов процесса (воспитанника и педагога), их мировоззренчес кие позиции. Критерии уровня (количествен ные отношения) Степень выраженности определенных характеристик процесса, эффективности его влияния на отдельные свойства и личность в целом. Степень выраженности определенных личностных свойств, сформированно сти знаний, умений, опыта, чувств и т.д.
Показатели воспитанности: * поведение (поступки, действия, личностные проявления); * поведение (поступки, действия, личностные проявления); * мотивы деятельности; * мотивы деятельности; * система отношений; * система отношений; * ориентация в окружающем культурном контексте; * ориентация в окружающем культурном контексте; * самооценка; * самооценка; * устойчивая тенденция к совершению достойных поступков как результат осмысленного выбора; * устойчивая тенденция к совершению достойных поступков как результат осмысленного выбора; * способность поддерживать развивающуюся систему отношений; * способность поддерживать развивающуюся систему отношений; * наличие установки на самосовершенствование. * наличие установки на самосовершенствование.
Результат действия системы воспитанности В качестве результата воспитания не стоит рассматривать чисто количественные показатели (направления работы, проведенные мероприятия, переданные знания, сформированные умения. Взгляды и т.д. В качестве результата воспитания не стоит рассматривать чисто количественные показатели (направления работы, проведенные мероприятия, переданные знания, сформированные умения. Взгляды и т.д. Положительная динамика свойств и предмета воспитания относительно заявленных целей. Положительная динамика свойств и предмета воспитания относительно заявленных целей. Успешность воспитательной деятельности ведет к получению иного качества педагогического процесса. Оно одновременно реализуется как на стороне каждого из его субъектов (педагога и воспитанника), так и на уровне их совместной деятельности (взаимодействия), в занимаемой позиции и совершаемых поступках. Успешность воспитательной деятельности ведет к получению иного качества педагогического процесса. Оно одновременно реализуется как на стороне каждого из его субъектов (педагога и воспитанника), так и на уровне их совместной деятельности (взаимодействия), в занимаемой позиции и совершаемых поступках. Показателями воспитанности выступают поступки и их мотивы. Показателями воспитанности выступают поступки и их мотивы. При оценке эффективности воспитания в поле зрения должны попадать не только результаты развития воспитанников, но и мера актуализации личностных потенциалов педагогов. При оценке эффективности воспитания в поле зрения должны попадать не только результаты развития воспитанников, но и мера актуализации личностных потенциалов педагогов.
Резервы по улучшению УВП Самообразование педагогов по проблеме оказания помощи ребенку в решении значимой для него проблемы (педагогическая поддержка ребенка). Самообразование педагогов по проблеме оказания помощи ребенку в решении значимой для него проблемы (педагогическая поддержка ребенка). Педагогам строить свой образовательный процесс не снижая уровня его культурного содержания, при этом соблюдая право каждого ребенка на достойное самоосуществление в рамках этого процесса. Педагогам строить свой образовательный процесс не снижая уровня его культурного содержания, при этом соблюдая право каждого ребенка на достойное самоосуществление в рамках этого процесса. Более конкретизировать план образовательной деятельности, планировать мероприятия совместно с воспитанниками, учитывая личностно- ориентированный подход Более конкретизировать план образовательной деятельности, планировать мероприятия совместно с воспитанниками, учитывая личностно- ориентированный подход Шире привлекать к УВП специалистов: социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования и т.д. Шире привлекать к УВП специалистов: социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования и т.д.