Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 19 «Василек» Сухова Е.В.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Что же такое сенсорика?
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. Сенсорное воспитание это - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
Значение сенсорного воспитания: - развивает наблюдательность; - влияет на эстетическое чувство; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). В среднем дошкольном возрасте: - формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. - формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. - формирование сенсорных эталонов; - обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; -развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте: - различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв - развитие мелкой моторики, - установление сходства и различия между предметами
Интеграция сенсорного развития с другими областями: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие
Сенсорные эталоны: цвета ; формы ; величины ; вкуса ; обоняния ; времени ; эталоны пространственных представлений; эталоны осязания.
Этапы сенсорного воспитания: – формирование сенсорных эталонов – обучение способам обследования предмета, – различение формы, цвета и величины, выполнение более сложных глазомерных действий. – развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В пять лет ребенок должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).
Игры на развитие тактильных ощущений "Чудесный мешочек" "Платочек для куклы" " Угадай на ощупь" "Узнай фигуру " "Что внутри?" «Теплый- холодный»
Игры для закрепления понятия формы «Назови форму предмета» «Какая фигура лишняя?» «Составь целое из частей» «Определи правильно»
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Подбери пару по цвету» «Сравни предметы по высоте» «Разложи по размеру» «Расставь по порядку» «В какую коробку?» «Дальше ближе» «Найди игрушку»
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета «Какого цвета не стало?» «Собери гусеницу» «Сложи радугу» «Неразлучные цвета» «Какие цвета использованы?»
Используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики у детей. Использование массажных мячей. « Осязательные ванны» «Сенсорная тропа для ног» Шнуровки.
Литература: 1. Венгер Л.А, Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М.: «Просвещение», Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М., Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», Метлева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
Спасибо за внимание!