«М ЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ГРУППАХ МБДОУ» Семинар-практикум.
З АДАЧИ : П ОЗНАКОМИТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ. С ПОСОБСТВОВАТЬ ЭФФЕКТНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕБЁНКОМ.
П ОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА : П ОЯВЛЕНИЕ ФОБИЙ, СТРАХОВ, ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТИ ; С ОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ; П СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ В ДЕТСТВЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ : ПОЗИЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ, ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
А ТМОСФЕРА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ : О ТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ДЕТЬМИ ; О ТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ САМИМИ ДЕТЬМИ ; О ТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ ; О ТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
Б ЛАГОПРИЯТНЫЙ КЛИМАТ : А ТМОСФЕРА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ЗАБОТЫ О КАЖДОМ ; Д ОВЕРИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ; О ТВЕТСТВЕННОСТЬ ; Ч УВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ ; П РИЧАСТНОСТЬ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ ; У ВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ; П РИПОДНЯТОЕ НАСТРОЕНИЕ ; С ФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ, ДЕЛУ, ИСТИНЕ.
П ОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ У ПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ ; У ПРАЖНЕНИЕ «Р АЗОГРЕВКИ - САМООЦЕНКИ »; У ПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
П РИНИМАТЬ КАЖДОГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. О ПИРАТЬСЯ НА ДОБРОВОЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ДЕТЕЙ. Б ЫТЬ ЗАТЕЙНИКОМ И УЧАСТНИКОМ ДЕТСКИХ ИГР И ЗАБАВ. В ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА СИТУАЦИЯХ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ : БЫТЬ ВСЕГДА ВМЕСТЕ С НИМ. П РИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ. Для создания условий комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
П ОМНИТЬ : Р ЕБЕНОК ВАМ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. Д ОБИВАТЬСЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОТ РЕБЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ С УЧЕТОМ ЕГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕРЕСОВ. Н Е НАВЯЗЫВАТЬ СВОИХ ПРАВИЛ И ТРЕБОВАНИЙ. М ЕНЬШЕ ЗАПРЕТОВ И ТРЕБОВАНИЙ. Т ИХИЙ, ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК ТАКЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ, КАК И ОТЪЯВЛЕННЫЙ ДРАЧУН.
П СИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА : ОРГАНИЗАЦИЯ ЗОНЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ ; ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ ; ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ, ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ; ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ; ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ТРЕВОЖНЫХ, НЕУВЕРЕННЫХ В СЕБЕ ДЕТЕЙ ; ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ В КОМАНДЕ.
Ч ТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ У РЕБЁНКА, НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ :
В ЗОНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКЕ МОЖЕТ БЫТЬ : «О СТРОВ ПРИМИРЕНИЯ » В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, ССОРЫ ИЛИ ДРАКИ, ДЕТИ ЗАХОДЯТ НА НЕГО И РАЗБИРАЮТ СВОЙ КОНФЛИКТ ПО «М ИРИЛКЕ » К ОРОБОЧКА ПРИМИРЕНИЯ
Д ОСКА НАСТРОЕНИЯ Н А НЕЙ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ НАРИСОВАТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ ЧУВСТВА. Д ЕТЯМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ УЕДИНИТЬСЯ, РАССМОТРЕТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗНЫХ НАСТРОЕНИЙ, ПОДУМАТЬ И ВЫБРАТЬ ТУ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО НАСТРОЕНИЮ
В ОЛШЕБНЫЙ СТУЛ Д ЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕРЕЖИВАЕМОЙ ПЕЧАЛИ. Г РУСТНОМУ РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЮ ПРИСЕСТЬ НА СТУЛ, А ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ПОДХОДЯТ К ВОЛШЕБНОМУ СТУЛУ, ПОГЛАЖИВАЮТ СИДЯЩЕГО НА НЕМ РЕБЕНКА, ГОВОРЯТ ЕМУ ЛАСКОВЫЕ СЛОВА, ПРИДУМЫВАЮТ СВОИ СПОСОБЫ, КАК ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ ТОВАРИЩУ.
К ОВРИК ЗЛОСТИ П ОМОГАЕТ ДЕТЯМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГНЕВА. О Н ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФАБРИЧНЫЙ КОВРИК ДЛЯ ПРИХОЖИХ С ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ИЛИ СВЯЗАННЫЙ ИЗ ГРУБЫХ НИТОК, С МАЛЕНЬКИМИ РАЗНОЦВЕТНЫМИ БАНТИКАМИ НА НЕМ. Р ЕБЕНОК РАЗУВАЕТСЯ, ЗАХОДИТ НА КОВРИК И ВЫТИРАТЬ НОЖКИ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕМУ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ УЛЫБНУТЬСЯ.
К ЛУБОЧКИ РАЗНОЦВЕТНЫХ НИТОК
С ТЕНА ИЗМЕНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ
С ТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА П РЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕПРОЗРАЧНЫЙ СТАКАН ТЕМНОГО ЦВЕТА, КРАСИВО ОФОРМЛЕННЫЙ. Н АПРИМЕР, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ, ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ЕМУ ОТОЙТИ В УЕДИНЕННЫЙ УГОЛОК И ОСТАВИТЬ ВСЕ « ПЛОХИЕ » СЛОВА, ВСЮ СВОЮ ЗЛОСТЬ, ГНЕВ В ЭТОМ ВОЛШЕБНОМ СТАКАНЧИКЕ. П ОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК ВЫГОВОРИТСЯ, СТАКАНЧИК ПЛОТНО ЗАКРЫВАЕТСЯ И ПРЯЧЕТСЯ.
Психологические речевые настройки : Ц ЕЛЬ НАСТРОЕК – СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА, АТМОСФЕРЫ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ. П РЕДНАЗНАЧЕНИЕ – УСТАНОВКИ НА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Психологические приемы
М ИНУТКИ ВХОЖДЕНИЯ В ДЕНЬ М ИНУТКАМИ ВХОЖДЕНИЯ В ДЕНЬ МОЖНО НАЗВАТЬ ТАКИЕ ВСТРЕЧИ ДЕТИШЕК, В ХОДЕ КОТОРЫХ ВОСПИТАТЕЛЬ МОЖЕТ СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ, ОБЛЕГЧИТЬ ПРОЦЕСС РАССТАВАНИЯ С БЛИЗКИМИ, УСТАНОВИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ С РЕБЁНКОМ.
С КАЗКОТЕРАПИЯ С КАЗКИ – ЭТО ОЧЕНЬ ДРЕВНИЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ВЗРОСЛЫЕ КОРРЕКТИРУЮТ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ, СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.
В ЫВОД : В ОСНОВЕ НАШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНА ЛЕЖАТЬ УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, И У КАЖДОГО РЕБЕНКА ДОСТАТОЧНО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СИЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬСЯ И БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ …
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !