Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна.
Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
«ШТРИХ и СЛОВО» Обучение сжатому изложению «Что есть набросок?.. Порыв творчества в поисках искусства…» П.И.Чайковский Урок – творческая мастерская.
Презентация факультативаПрезентация факультативаРусский язык: орфография и пунктуация Цель: углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию,
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Транксрипт:

Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр

Анализ ситуации (реальная ситуация – требования – противоречия – проблемы: педагогические, психологические, методические) Педагогические проблемы: не читают, бедный лексический запас, нет фоновых знаний и т.п. Методические приемы: чтение текста на уроке русского языка, разные виды анализа текста, работа со словарями, комментарии, в т.ч. исторические, этимологические и т.д. Психологические проблемы: плохо запоминают текст. Методические приемы: слуховые диктанты, индивидуальная работа с психологом. Методические проблемы: нет системы подготовки к сжатому изложению, не учитываются условия класса; нет индивидуальной подготовки.

Какие способы действия необходимо сформировать? Логико-смысловой, языковой анализ текста; Логико-смысловой анализ: умение определять тему текста, основную идею; отбирать главную и второстепенную информацию; составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); определять логику раскрытия темы; определять («видеть») композицию текста. Языковой анализ: умение преобразовывать языковую информацию. Методика должна быть направлена на развитие данных умений.

Способы сжатия текста Исключение подробностей, деталей Обобщение конкретных единичных явлений Сочетание исключения и обобщения Способ исключения – выделить главное, с т.зр. основной мысли текста и детали (подробности), убрать детали, объединить существенное и составить текст. Способ обобщения – вычленить единичные факты, с помощью языковых средств их обобщить и составить новый текст.

Приёмы сжатия текста сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Методика работы над сжатым изложение От чего будет зависеть эффективность работы? Необходимо планировать системную работу по формированию у школьников способов и приемов сжатия текста (способ - логико-смысловой, языковой анализ текста; умения: - умение определять тему текста, основную идею; - отбирать главную и второстепенную информацию; - составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); - определять логику раскрытия темы; -определять («видеть») композицию текста. Способ - языковой анализ; Умения преобразовывать языковую информацию: - сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - перевод прямой речи в косвенную; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; - пропуск предложений с описаниями и рассуждениям. 2. Выбор учащимся способов и приемов сжатия текста должен быть осмысленным. 3. Главный принцип – текстоцентричный. 4. Адекватно оценивать возможности учебника по формированию способов и приемов сжатия текста.

Методика работы над сжатым изложением От чего будет зависеть эффективность работы? 1. Необходимо планировать системную работу по формированию у школьников способов и приемов сжатия текста (способ - логико-смысловой, языковой анализ текста; умения: - умение определять тему текста, основную идею; - отбирать главную и второстепенную информацию; - составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); - определять логику раскрытия темы; -определять («видеть») композицию текста.

Способ - языковой анализ; Умения преобразовывать языковую информацию: - сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - перевод прямой речи в косвенную; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; - пропуск предложений с описаниями и рассуждениям. 2. Выбор учащимся способов и приемов сжатия текста должен быть осмысленным. 3. Главный принцип – текстоцентричный. 4. Адекватно оценивать возможности учебника по формированию способов и приемов сжатия текста.

Например, упр. 22 (стр. 17). Еще раз прочитайте текст и определите, какую новую для вас информацию он содержит. Сформулируйте ее в одном предложении, запишите, а затем устно раскройте смысл получившегося высказывания. Ученик должен понимать, какой способ используется им для сжатия информации и какой прием.

Практическая работа. Упр. 64 (стр. 29) Имя человека – это слово, состоящее из тех же элементов, что и прочие слова: звуков, морфем… Разница в том, что обычное слово служит нам своим значением, а имя – звучанием. Вот почему особенно важна его точная письменная фиксация. Из скольких бы компонентов ни состояло имя, оно занимает место лишь одного члена предложения, а смысл отдельных компонентов имени не влияет на смысл предложения. Например, человек по имени Василий (в переводе с греческого – «царский», «царственный») мог быть холопом, Валерий или Валентин (в переводе с латинского – «здоровый») – постоянно болеть. (А. Суперанская)

О чем этот текст? (Имя человека). Аргументируйте (тематическая группа слов). А что об этом говорится? Какова идея текста? Аргументируйте свой ответ. Сожмите информацию текста (домашнее задание). Какие способы и приемы вам помогли это сделать? Проверьте соответствие композиции вашего текста типу речи. Обозначьте средства связи предложений вашего текста.