Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр
Анализ ситуации (реальная ситуация – требования – противоречия – проблемы: педагогические, психологические, методические) Педагогические проблемы: не читают, бедный лексический запас, нет фоновых знаний и т.п. Методические приемы: чтение текста на уроке русского языка, разные виды анализа текста, работа со словарями, комментарии, в т.ч. исторические, этимологические и т.д. Психологические проблемы: плохо запоминают текст. Методические приемы: слуховые диктанты, индивидуальная работа с психологом. Методические проблемы: нет системы подготовки к сжатому изложению, не учитываются условия класса; нет индивидуальной подготовки.
Какие способы действия необходимо сформировать? Логико-смысловой, языковой анализ текста; Логико-смысловой анализ: умение определять тему текста, основную идею; отбирать главную и второстепенную информацию; составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); определять логику раскрытия темы; определять («видеть») композицию текста. Языковой анализ: умение преобразовывать языковую информацию. Методика должна быть направлена на развитие данных умений.
Способы сжатия текста Исключение подробностей, деталей Обобщение конкретных единичных явлений Сочетание исключения и обобщения Способ исключения – выделить главное, с т.зр. основной мысли текста и детали (подробности), убрать детали, объединить существенное и составить текст. Способ обобщения – вычленить единичные факты, с помощью языковых средств их обобщить и составить новый текст.
Приёмы сжатия текста сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Методика работы над сжатым изложение От чего будет зависеть эффективность работы? Необходимо планировать системную работу по формированию у школьников способов и приемов сжатия текста (способ - логико-смысловой, языковой анализ текста; умения: - умение определять тему текста, основную идею; - отбирать главную и второстепенную информацию; - составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); - определять логику раскрытия темы; -определять («видеть») композицию текста. Способ - языковой анализ; Умения преобразовывать языковую информацию: - сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - перевод прямой речи в косвенную; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; - пропуск предложений с описаниями и рассуждениям. 2. Выбор учащимся способов и приемов сжатия текста должен быть осмысленным. 3. Главный принцип – текстоцентричный. 4. Адекватно оценивать возможности учебника по формированию способов и приемов сжатия текста.
Методика работы над сжатым изложением От чего будет зависеть эффективность работы? 1. Необходимо планировать системную работу по формированию у школьников способов и приемов сжатия текста (способ - логико-смысловой, языковой анализ текста; умения: - умение определять тему текста, основную идею; - отбирать главную и второстепенную информацию; - составлять тематические гнезда (ключевые понятия и смыслы); - определять логику раскрытия темы; -определять («видеть») композицию текста.
Способ - языковой анализ; Умения преобразовывать языковую информацию: - сокращение отдельных членов предложения, в т.ч. однородных; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - перевод прямой речи в косвенную; - пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; - пропуск предложений с описаниями и рассуждениям. 2. Выбор учащимся способов и приемов сжатия текста должен быть осмысленным. 3. Главный принцип – текстоцентричный. 4. Адекватно оценивать возможности учебника по формированию способов и приемов сжатия текста.
Например, упр. 22 (стр. 17). Еще раз прочитайте текст и определите, какую новую для вас информацию он содержит. Сформулируйте ее в одном предложении, запишите, а затем устно раскройте смысл получившегося высказывания. Ученик должен понимать, какой способ используется им для сжатия информации и какой прием.
Практическая работа. Упр. 64 (стр. 29) Имя человека – это слово, состоящее из тех же элементов, что и прочие слова: звуков, морфем… Разница в том, что обычное слово служит нам своим значением, а имя – звучанием. Вот почему особенно важна его точная письменная фиксация. Из скольких бы компонентов ни состояло имя, оно занимает место лишь одного члена предложения, а смысл отдельных компонентов имени не влияет на смысл предложения. Например, человек по имени Василий (в переводе с греческого – «царский», «царственный») мог быть холопом, Валерий или Валентин (в переводе с латинского – «здоровый») – постоянно болеть. (А. Суперанская)
О чем этот текст? (Имя человека). Аргументируйте (тематическая группа слов). А что об этом говорится? Какова идея текста? Аргументируйте свой ответ. Сожмите информацию текста (домашнее задание). Какие способы и приемы вам помогли это сделать? Проверьте соответствие композиции вашего текста типу речи. Обозначьте средства связи предложений вашего текста.