Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений 1.Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Advertisements

Дисциплина: Международный маркетинг Раздел 1. Методологические основы международного маркетинга Тема 1.1. Концепция международного маркетинга Преподаватель:
СТАНОВЛЕНИЕ,СУЩНО СТЬИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
Роль ТНК в мировой экономике. Чеклецовой Татьяны, гр. МП-31.
Формы экономического сотрудничества Беларуси с ТНК, МНК.
Международное движение капитала.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
К.э.н., доцент Якубанис Наталья Вячеславовна Стратегические альянсы в бизнесе.
Стратегический менеджмент. Тема 5. Влияние глобализации на стратегии конкуренции.
Международное движение капитала. Международная миграция капитала это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование.
Понятие ТНК Роль ТНК в мировой экономике. Транснациональные корпорации (ТНК) - это международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух.
Интегрированные структуры как новая фаза развития региона Г.Я.Белякова, д.э.н., профессор.
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Международный бизнес: основные понятия и определения Шобанов Андрей Витальевич.
Тема 3: МИРОВОЙ РЫНОК, ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
Теория Майкла Портера. "На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество,
ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ 1.Теоретические основы международной торговли 2.Сущность, формы и показатели развития международной торговли.
Транксрипт:

Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений 1.Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций 2. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве

1.Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой. 1.Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах. Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний. Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию: имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр. В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию: имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых: годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов; от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции; доля зарубежных активов не менее 25%; филиалы имеются не менее чем в 6 странах. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых: годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов; от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции; доля зарубежных активов не менее 25%; филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

2. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве. ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил; экспансии капитала за границей, создания собственных отделений; стремления к получению сверхприбылей; жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе; снижения значения геоэкономических границ. 2. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве. ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил; экспансии капитала за границей, создания собственных отделений; стремления к получению сверхприбылей; жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе; снижения значения геоэкономических границ.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из: развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек; налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей; обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из: развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек; налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей; обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует: экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции; экономии за счет эффекта масштаба; увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений. В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует: экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции; экономии за счет эффекта масштаба; увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены это внутренние условно- расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть: завоевание новых рынков сбыта; минимизация налогов и таможенных пошлин; уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную; воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли; сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др. Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть: завоевание новых рынков сбыта; минимизация налогов и таможенных пошлин; уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную; воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли; сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Характеристика этапов эволюции международных корпораций I этап (конец XIX начало XX в.). Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний II этап (между двумя мировыми войнами). Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию). Характеристика этапов эволюции международных корпораций I этап (конец XIX начало XX в.). Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний II этап (между двумя мировыми войнами). Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.). Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании, так и по сфере деятельности. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны. III этап (50-е гг.). Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании, так и по сфере деятельности. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

IV этап (60-е 70-е гг. XX в.). ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик; Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой. IV этап (60-е 70-е гг. XX в.). ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик; Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой.